«Неужели от разума никуда не деться?»

На прекрасном океанском побережье начинают проглядывать первые неясные штрихи, рисующие молодую женщину, которая не вполне удовлетворена своей такой пылкой любовью и супружеством. Основная причина ее душевного дискомфорта – это невозможность писать стихи, творить. Любимый муж черпает вдохновение из всего: «ты проехался на велосипеде и написал поэму», — говорит ему Сильвия. А ее как будто покинуло вдохновение с тех пор, как она вышла замуж.

Что может помочь:

1. Депрессия может вызывать у человека появление суицидальных мыслей, при этом данные мысли и намерения, идут в полном противоречии с личностными ценностями и смыслами (например, верующий человек желает вопреки канонам своей веры покончить жизнь самоубийством; или любящая мать – Сильвия включает газовую горелку, что при других обстоятельствах могло вполне повлечь за собой не только смерть поэтессы, но и обоих ее детей). Это должно учитываться врачом-психотерапевтом и разъясняться в доступной и понятной форме пациенту.

2. Депрессия со стойкими суицидальными намерениями является показанием для госпитализации в стационар, вплоть до стабилизации эмоционального состояния и редукции суицидальных намерений.

3. В тяжелой депрессии, сопровождающейся малоподвижностью, человеку физически трудно совершить самоубийственные действия. При послаблении симптоматики и кажущемся общем улучшении психического состояния, вовремя не распознанные суицидальные намерения чаще всего и реализуются, что должно приниматься во внимание психотерапевтами и психологами, реализующими помощь на постгоспитальном этапе.

4. Конституционально депрессивные люди или пациенты, страдающие хроническими расстройствами настроения, чаще всего являются одухотворенно-тонкими людьми. Общее направление психотерапии с поиском индивидуального творческого пути и целебных творческих занятий по душе должно быть основным в психотерапевтической помощи таким пациентам.

sylvia1

Для пытливых умов

Признания Сильвии, по крайней мере, о двух неудавшихся суицидальных попытках, совершенных ею в юности, рисуют портрет девушки с затаенной душевной болью, внутренне надломленную. Суицидальные попытки не имеют каких-либо побудительных причин в реальной жизни, по крайней мере, героиня не рассказывает об особенно горестных переживаниях или ситуациях. Мотивы ухода из жизни лежат где-то глубоко внутри, в душе девушки. Обе попытки могут быть расценены как истинные суицидальные попытки, т.к. служили непосредственно цели уйти из жизни, совершались опасными методами и вполне могли бы закончиться фатально. Чем дальше, тем больше фильм разворачивает перед нами панораму душевной боли и безысходности молодой женщины. Сильвия перестает получать удовольствие в начале от общения с любимым мужем, потом — вообще от жизни. Здесь можно говорить об ангедонии, или утрате способности получать удовольствие, испытывать радость от того, что раньше приносило позитивные эмоции: от вкусной еды, любимого дела, хобби, музыки, спорта, человеческих отношений.

Постоянная внутренняя тревога и напряжение пропитывают и буквально отравляют ее жизнь с любимым человеком. Вся жизнь Сильвии даже в самые, казалось бы, счастливые дни омрачена невидимой тенью, бесконечная тревога о возможной измене мужа, предполагаемые соперницы не дают ей ощутить всю полноту и радостную легкость бытия, столь свойственные юности. Великий швейцарский психиатр Эуген Блейлер (один из двух основоположников учения о шизофрении, предложивший термин, отражающий саму глубинную суть заболевания) так описывает подобные состояния: «…все переживания внутренние и внешние сопровождаются душевной болью разной степени… и кроме того он ждет в будущем для себя и своих близких еще худшего, самого плохого, что можно только себе вообразить…Мышление не только окрашено в неприятный тон, но кроме того вообще затруднено, только тяжелые мысли приходят в голову; мысли приятного содержания появляются в качестве мимолетных представлений и не имеют влияния на суждение и самочувствие больного».

Признаем, что бытовая жизнь Сильвии объективно довольно трудна. Сначала супругам нужно думать изо дня в день «о хлебе насущном» для себя, а с появлением детей – Сильвия буквально «тонет» под бременем хозяйства. Однако все эти трудности вполне вписываются в рамки обыденных жизненных перипетий молодой семьи со своими радостями, волнениями, огорчениями и победами. Субъективно же Сильвия глубоко несчастна, постоянно возвращается к одним и тем же идеям или вовсе не может от них отделаться и постоянно носится с одними и теми же, полными отчаяния, мыслями.

sylvia2

О творчестве

На первый взгляд парадоксальным является литературное творчество Сильвии, пробуждающееся с особой вдохновенной силой в душевном страдании. Подобные явления в истории человеческой цивилизации и культуры не так уж редки. Наш современник, российский психиатр Марк Евгеньевич Бурно в своих книгах по Терапии творческим самовыражением приводит примеры многих талантливых художников, писателей, композиторов, страдавших от депрессивного расстройства (великих меланхоликов), оставивших свой неповторимый духовный свет в культуре человечества: А. Дюрер, Питер Брейгель старший, А. Платонов, М. Зощенко, В. Левитан. М.Е. Бурно подчеркивает, что не сама душевная болезнь является источником вдохновения, а попытка самолечения, стихийная помощь Природы для облегчения недуга. Сколь видим из примера Сильвии Плат, при тяжелых расстройствах стихийная сила Природы должна направляться и упорядочиваться рукой врача. «Лечит врач, излечивает Природа» (Гиппократ).

Голос поэтессы

Восхитимся тем, как смогла выживать с помощью творчества эта так долго и мучительно страдавшая девушка, женщина, как много пронзительных загадок оставила она нам:

Порез Cut
Сьюзан О’Нил Роу

Какой восторг —
Большой палец вместо головки лука.
Верхушку почти снесло
Кроме кусочка кожи —

Вроде петельки.
Лоскуток вроде шляпки,
Мертвенно-бел.
Потом — красный плюш.

Маленький пилигрим,
Индеец снял с тебя скальп.
Твой ковер в форме
Индюшачьей бородки

Расстелен прямо из сердца.
Я по нему ступаю,
Вцепившись в пузырек
Розовой шипучки.

Это праздник.
Устремился в прорыв
Солдат миллион,
В красных мундирах все как один.

На чьей стороне они?
О мой
Гомункул, я больна.
Таблетку приняла

Убить щемящее
Бумажное ощущенье.
Саботажница,
Камикадзе —

Пятно на твоей повязке
Ку-клукс-клановой,
Бабушкиной косынке
Потемнело и погрязнело

И когда
Шарообразная мякоть сердца
Попадает на жернова
Своей мельнички–тишины,

Как подскакиваешь ты,
Раненый ветеран,
С кусочком культи,
Грязная девчонка, дрянь.

Перевел Ян Пробштейн (взято из свободного доступа на сайте: стихи.ру)

Обращаясь к творчеству поэтессы, отметим кратко его следующие особенности: присутствие в одно и то же время не борющихся друг с другом противоположных состояний, настроений; загадка иносказания; неопределенность, странность, парадоксальность, абсурдность, алогичность; беспредметная пронзительная тревога, страх, боль, тоска. Вышеперечисленное характерно для творчества художников т.н. полифонического склада (по Бурно М.Е. и Добролюбовой Е.А.)

Таким образом, можно выдвинуть предположение, что поэтесса страдала шизоаффективным расстройством.

sylvia3

«А может все было наоборот?»

Не кажется ли вам, что мы видим довольно фрейдистскую историю? Дочь властного, жесткого, но горячо любимого отца, быть с которым страшно, а потерять еще страшней. Ни этот ли паттерн поведения Сильвии мы видим в ее отношениях с мужем?

С одной стороны Хьюз представляется весьма приятным парнем, вовсе непохожим на деспота. Но может быть Хьюз Синяя борода 20-ого века? Успешный талантливый мужчина, коллекционирующий привлекательных неуравновешенных женщин? Нынче убивать жен и складывать их в каморке за лестницей стало довольно накладно, но схема «не открывать все двери» осталась без изменений. Принимая правила игры Сильвия стремится попасть за самую заветную дверь, постоянно донимая мужа расспросами о мнимых и реальных изменах. И, в конце концов, получает желаемое — проникает за ту дверь, затащив туда и Хьюза. Только в отличии от известной сказки, никто не спешит прийти на помощь Сильвии, возможно потому, что единственный человек, от которого ее надо спасать была она сама?

Довольно скоро Сильвия осталась одна в комнате, там не оказалось тел «бывших жен», но возможно Синяя борода только вышел на охоту, и ей предстояло стать его первой жертвой? В любом случае сказка должна иметь свой конец.

Записка соседу, наспех сделанные бутерброды для детей, влажное полотенце под дверь, горсть снотворного для себя и включить газ в духовке. Весьма символично, ритуальное жертвоприношение во имя традиционно женских трех «К» (Kinder, Küche, Kirche).

В ходе анализа были использованы работы Э. Блейлер «Руководство по психиатрии», М.Е. Бурно «О характерах людей», М.Е. Бурно «Практическое руководство по психотерапии», С. Плат «Стихи».

comments powered by HyperComments
Üsküdar korsan taksi
2022-03-15 05:55:20
dikisci_rabia elanuryazc2 hadibeyim dilekbasut fatihileki hilalalp23