«Разве я сторож брату своему?…»

Фина всегда опаздывала, видимо, посадить сестру Юлу в автобус было ее священной обязанностью. Попробуй, собери уже взрослую девицу, чье развитие остановилось годах на пяти.

Летя в вагоне метро, Фина пытается вжиться в роль, она не хватает звезд с неба, в театральном колледже она — невидимка. Нечто серое, но добродушное, не представляющее особой угрозы для остальных студентов.

Фина далеко не красавица, но, видимо, это ее «качество» и датский акцент привлекли режиссера Каспера Фридмана, которому было необходимо как-то заявить о себе после недавнего провала.

В данном разборе мы рассмотрели дизадаптивные стили воспитания, иногда возникающие в семьях с нездоровым ребенком, сложности, с которыми сталкиваются здоровые братья/сестры детей с нарушениями развития, характерологические особенности главной героини — Фины, а также психологическую специфику театральной постановки Каспера Фридмана.

Что может помочь:

1. Подключение исполнительского творчества при оказании психокоррекционной или психотерапевтической помощи должно происходить с учетом клинической картины или личностной почвы пациента/клиента, дабы не навредить.

2. При обращении пациента за консультацией в состоянии остро переживаемой психотравмы, первой стоящей перед специалистом, задачей является создание безопасной среды для снижения эмоционального напряжения, чувства безысходности, а также обнаружения жизненной перспективы взамен ее утраты.

3. «При этом психотерапия направлена на создание новой когнитивной модели жизнедеятельности, аффективную переоценку травматического опыта, восстановление ощущения ценности собственной личности и способности дальнейшего существования в мире» (Тарабрина Н.В.).

4. Своевременная профессиональная помощь при психотравмах снижает риск психогенно обусловленного личностного развития с закреплением дизадаптивных форм реагирования и поведенческих паттернов (по Шевченко Ю.С.).

nev3

Для пытливых умов

Человек-невидимка?

Жизнь Фины течет по раз и навсегда заведенному порядку: учеба, дом, уход за больной сестрой, помощь матери. Порядок этот чисто внешний и условный. Сама Фина, ее индивидуальные внутренние потребности в любви, заботе, материнской ласке и поддержке, профессиональной реализации в качестве актрисы театра, наконец, ее желание и ожидание романтических отношений в начале фильма никак не обозначаются. Мы имеем дело с «невидимкой». Личность Фины остается для нас «невидимой» со всем ее внутренним миром и чаяниями. Ей предписана социальная роль старшей дочери, поддерживающей мать, а также старшей сестры, заботящейся о младшей.

Фина переживает депрессивную реакцию, основными факторами которой можно назвать:
• покушение на жизнь больной сестры с последующей досадой на себя и презрением за совершенное,
• разрыв отношений с романтическим партнером Иоахимом,
• безразличное использование ее душевной привязанности Каспером,
• погружение в травматичные воспоминания детства и, наконец,
• вживание в деструктивный сценический образ роковой женщины-соблазнительницы.

Данные факторы действуют, создавая «внутренний конфликт», когда, по словам профессора Шевченко Ю.С., идеалы могут вступать в противоречие с образом жизни, личностные установки конфликтовать с биологическими побуждениями, а требования к своему «Я» расходиться с реальными возможностями. Накладываясь на синтонный (циклоидный) характер Фины, предрасполагающий в стрессовой ситуации к развитию аффективных расстройств, совокупность психотравмирующих факторов вызывает чувство разочарования и безнадежности, Фина решает умереть. Суицидальная попытка с одновременным применением лекарственных препаратов и самопорезов выглядит, как истинная попытка, чудом не завершившаяся фатально.

Дела семейные

Рождение в семье ребенка с особенностями в нашей культуре нередко воспринимается как большое горе. Внутрисемейные взаимоотношения в семье, воспитывающей ребенка с отклонениями, не раз становились предметом психологического изучения. Отметим лишь некоторые, неадаптивные модели воспитания в таких семьях (по И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой) :
• Гиперопека
• Противоречивое воспитание
• Воспитание по типу повышенной моральной ответственности
• Авторитарная гиперсоциализация
• Воспитание в культе болезни
• Модель «симбиоз»
• Модель «маленький неудачник»
• Гипоопека
• Отвержение ребенка

Семья Фины — не исключение, отношение матери к больной дочери в начале фильма соответствует стилю гиперопеки, старшая же – отвергается матерью.
Отдельным фактором риска для установления дизадаптивного стиля воспитания является небольшой размер семьи: Фина единственная сестра, отец не живет с ними, поэтому ей не с кем разделить возложенную на нее ответственность за сестру. В целом братья и сестры детей с нарушениями имеют больше домашних обязанностей, чем сиблинги здоровых детей, однако эти обязанности сами по себе не всегда и не у всех приводят к негативным последствиям.

Важно учитывать и финансовое благополучие семьи, низкий достаток приводит к необходимости полагаться только на себя. Однако даже семьи с низким доходом различаются по своей готовности искать помощь на стороне (например, обращаться в социальные службы, оформлять пособие на ребенка и т.д.), либо искать ресурсы только внутри семьи. Похоже, мать Фины из тех родителей, которые пытаются справиться со всем сами. В то же время после попытки суицида Фины, мать находит возможность поместить младшую дочь в специализированную школу- пансионат.

nev4

Где ты, сестра?

«Разве я сторож брату своему? Нет, я брату своему — брат»
Слоун Коффин

Старшие сиблинги, как и родители, испытывают чувство глубокой скорби при появлении в семье больного ребенка. Здоровые дети нередко страдают от недостатка информации о состоянии брата/сестры, что порождает огромное количество вопросов (заразно ли это нарушение? кто виноват? как проблемы здоровья родственника могут отразиться на моем личном будущем?), а также оставляет ребенка с крайне негативными переживаниями — гневом, болью, обидой и чувством вины. Казалось бы, какая может быть польза от объяснения ребенку каких-то медицинских аспектов состояния его брата/сестры? Тем не менее, понимание происходящего, наименование проблемы, а также знания о том, что их семья не единственная столкнулась с подобным случаем, позволяет воспринимать свою ситуацию спокойнее и без страха.

Задача рассказать здоровому ребенку о нарушениях его брата или сестры чаще всего лежит на родителях. Но родитель сам не всегда обладает достаточной информацией. Так, например, Фина вспоминает, что доктора говорили, что ее сестра Юла никогда не будет ходить, но благодаря усилиям матери и реабилитационным мероприятиям, оставшимся за кадром, мы видим, что девушка вполне сносно самостоятельно передвигается.

Нередко часть ответственности по уходу за больным ребенком ложиться на старших здоровых детей. Забота о больном — это тяжкий труд, который нередко сопровождается гневом, неприязнью, чувством вины, особенно если «сиделка» лишается внимания со стороны родителей. В своих попытках подготовить Фину к роли Камиллы театральный режиссер Каспер Фридман вырывает из девушки признание: «Я хочу, чтобы Юла умерла». Кутаясь в одеяло, что бы скрыть холод в отношениях с сестрой, Фина научилась выносить, казалось бы, самую нестерпимую боль — равнодушие матери.

Невнимание родителей к одному ребенку в сочетании с повышенной заботой о другом не позволяет некоторым родителям замечать проблемы, которые испытывает их здоровый ребенок. Когда Фина была ребенком, родители не обратили внимание на ее сломанную руку. Когда Фина выросла, мать остается глуха к ее душевным переживаниям и не сразу замечает дочь с перерезанными запястьями.

Нередки и случаи физического нападения особых детей на здоровых сиблингов. Мы видим несколько подобных случаев в жизни Фины, кроме того обиженная на сестру, Юла испортила ее вещи. Фина в свою очередь ответила агрессией, хотя потом и попыталась загладить свою вину, спев любимую песенку сестры. Вопрос взаимной агрессии у детей в сплоченных и дружных семьях, где уход за особым ребенком рассматривается как общая ответственность, обычно не возникает.

Агрессия в отношениях сиблингов не редкость. Однако в случае, если один из детей воспринимается родителями как «требующей особой заботы», здоровый ребенок вынужден постоянно сдерживать свой гнев и агрессивные порывы. Постоянное подавление части эмоций может повлечь за собой к подавлению и других спонтанных форм поведения, а отношения между сиблингами теряют легкость и радость.

Предсказуемо конфликты в семье обостряются, когда здоровый ребенок входит в подростковый возраст. Для родителей это может значить, что «он уже взрослый», в то время как сам подросток стремится отделиться от семьи, и может стесняться особенностей своего брата или сестры.

Не менее интересным является вопрос выбора профессии сиблингов детей с особенностями. Некоторые из них выбирают профессии, связанные с помощью людям (медицина, специальное образование, социальная работа, психология), другие же напротив — стараются выбрать хоть что-то для себя. Вопреки пожеланиям матери Фина выбирает как раз занятие «для себя».

По мнению Coleman, братья и сестры особых детей испытывают большую потребность в достижении успеха. Может быть, этим можно объяснить столь настойчивое стремление Фины вжиться в роль Камиллы (полной противоположности самой девушки). Нередко успехи здорового ребенка обесцениваются и воспринимаются как само собой разумеющиеся, в то время как каждый маленький шажок особого ребенка принимается с неподдельным восхищением. Не стоит забывать, что все дети хотят быть замеченными и признанными своими родителями.

nev2

«Театр жестокости»

Анализируя, к какому типу театра можно отнести то, что воссоздает на сцене режиссер Каспер, мы не найдем в нем ни театра «жизненной правды» К.С. Станиславского, ни «образа фантазии», живущего самостоятельной жизнью, на сцене у Михаила Чехова, ни потустороннего мира Мейерхольда, который «разрушал реальность» (Бурно М.Е.). Что же за театральное действо у Каспера?

По своему содержанию и эмоциональной составляющей, оно близко т.н. театру жестокости французского режиссера и актера, страдавшего душевной болезнью, Антонена Арто, характеризовавшего театр так: «Театр невозможен без определенного элемента жестокости, лежащего в основе спектакля… «театр жестокости» — это преображающая жизнь болезнь, наполненная свободой от нравственных правил, сексом, страхами, галлюцинациями, это всплеск «дикой» жизни в зачумленном обреченном городе…» (приводится по: М.Е. Бурно). Не этими ли элементами пытается наполнить театральный сюжет Каспер, человек, о котором из фильма известно, по меньшей мере, что он страдает хроническим алкоголизмом? И если М.Е. Бурно подтверждает факт того, что сам Арто на протяжении многих лет лечился «театром жестокости», «шоком освобождая себя от болезненной логики, возвращаясь к непосредственности переживания», то действие этой шоковой терапии на главную героиню фильма, как видим, драматично.

В самом начале репетиций Фина не понимает, чего ждет от нее режиссер: «Я что должна страдать, как Камилла? Изнасилования, членовредительство?». На что получает ответ Каспера: «Камилла доходит до предела, она тр… себя до смерти и вскрывает вены». Все это красиво называется Каспером «изучением сложностей души» персонажа.

Фина представляется довольно внушаемым человеком, она не только принимает на веру подобные утверждения, но и начинает активно воплощать их в жизнь, флиртуя с симпатичным ей молодым человеком, говоря и соблазняя его языком своей героини. Каспер, сам подобно Арто, нуждающийся в шоковой терапии, воссоздает травматичные сцены, например, сцену сексуального насилия, столь натурально, что нарушает главные принципы театра, а именно переходит границы условности роли. Этическим преступлением можно назвать утверждение Каспера в ответ на вопрос Фины: «Ты дал мне роль, потому что думаешь, что я психически не полноценна?» и полученный ответ: «Да».

Оценивая психическое состояние Каспера, очевидно, что он демонстрирует психопатоподобный синдром. Каспер болен хроническим алкоголизмом, что повлекло за собой личностное огрубление и потерю тонких эмоциональных и духовно-нравственных нюансов переживаний. О других подробностях его душевного здоровья/не здоровья не можем судить из-за недостаточности сведений.

Подводя итоги вышесказанному, авторам хотелось бы отметить, что не существует готовых решений для таких сложных ситуаций, но способность открыто общаться внутри семьи, взаимоподдержка и ценность каждого члена семьи могут стать существенным ресурсом для преодоления жизненных невзгод.

В ходе анализа были использованы работы А.Р. Маллера «Педагог и семья ребенка-инвалида», И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии», М.Е. Бурно «Клинический театр-сообщество в психиатрии», М.Е. Бурно «О характерах людей», Н.В. Тарабриной «Практикум по психологии посттравматического стресса», Шевченко Ю.С. «Психогенные расстройства у детей и подростков (общие вопросы)» из «Детской и подростковой психиатрии: Клинические лекции для профессионалов», М. Селигмана, Р.Б. Дарлинг «Обычные семьи, особые дети».

comments powered by HyperComments