Жизнь под давлением

В данном киноразборе были названы основные факторы, способные вызвать стресс у взрослого человека психастенического характера, а именно таким типом характера обладает Дэвид Базник. Также была рассмотрена специфика психологической защиты у людей данного склада.

Отдельной темой стало рассмотрение позиции доктора Бадди, как свидетеля насилия в жизни клиента.

am11

Что может помочь:

1. Воспитание или формирование навыков активного противодействия обидчикам вплоть до рукоприкладства, умения выплеснуть раздражение на оскорбителя, вселение уверенности в человека неуверенного и прочие подобного рода краткосрочные тренинги весьма популярны в западном сообществе, стремящимся «уравнять» в правах всех и каждого. Вплоть до права ярко и напористо выражать свои чувства даже тем, кому это не свойственно от рождения.

2. Вглядываясь в характеры тормозимого круга, подобные Дэйву (астенический, психастенический), психотерапевт-клиницист старается помочь пациенту/клиенту найти то ценное и неповторимое в своем характере, что делает людей подобного склада драгоценным открытием для них самих и социума.

3. Особенно важным на этом пути является обращение к схожим персонажам (литературным, историческим), с изучением их характерологических особенностей, а также обнаружением в себе близких с ними сильных черт. Так называемая «сила слабых» характеров прекрасно описана в фундаментальных, ставших классическими трудах профессора Бурно М.Е., обращающего внимание на личности Ч. Дарвина, А.П. Чехова, И.П. Павлова, Гамлета и многих других, явивших миру бесценные размышления, человеческий нравственный поиск, глубокие научные труды.

4. Узнавая постепенно свои слабые качества (тормозимость, моторную неловкость, склонность к бездействию и лени, к тревожным опасениям, нерешительность и др.), люди психастенического склада учатся преломлять все это в своем индивидуальном жизненном стиле, проникнутом творчеством и социальным призванием.

am2

Для пытливых умов

Первое, что приходит на ум, читая название фильма, это тренинг навыков совладания с гневом для людей, подверженных аффективным вспышкам (которых мы и видим в психотерапевтической группе Дэйва). Однако главный герой фильма, Дэйв, не принадлежит к этому типу людей. Краткий экскурс в его детство, его взрослый жизненный стиль не дают права сомневаться в том, что перед нами человек не слишком уверенный в себе, совестливый, нравственный, уступчивый, стремящийся избегать прямых конфликтов, не решительный и даже где-то пугливый. Т.е. его характер прямо противоположен тем возбудимо-агрессивным людям, которым обычно трудно справляться с раздражением и гневом и которые могут впадать даже в «ослепляющую» их ярость, нападая в такие моменты на окружающих.

Стрессоры или что может вызвать стресс?

Фильм дает возможность поразмышлять над некоторыми факторами, которые могут играть роль стрессоров в жизни взрослого человека психастенического (астенического) характера. Например:

• Хроническим стрессором может служить работа, где способности работника не оцениваются должным образом, а сам человек подвергается постоянным унижениям (даже в непрямой, косвенной форме), когда и без того не высокая самооценка находится под угрозой беспощадных нападок и критики.

• При склонности к сомнениям и тревожным опасениям любая ситуация, затрагивающая каким-либо образом здоровье или благополучие близких людей, может вызвать у такого человека стресс (например, тревожно-сомневающаяся мама в любом ОРВИ ребенка видит угрозу жизни своему чаду; Дэйв болезненно реагирует на вполне дружеские контакты своей возлюбленной).

• Склонность к ипохондрии делает таких людей «мнимыми» больными, в смысле особой устойчивой настороженности и поиска у себя возможных тяжелых недугов, что также является одним из постоянных и «верных» стрессоров.

• Принятие важного решения (например, переход на новое место работы, смена места жительства, предложение о вступлении в брак в случае Дэйва) для людей нерешительных может стать источником стресса. При этом сама подготовка решения, ожидание, тягостные сомнения и размышления о его правильности, возможных угрозах, негативных последствиях более субъективно тяжелы, чем осуществление задуманного, уже после принятия решения.

• Не быстрый тип мышления, неспособность «схватывать на лету» информацию при необходимости быстрой мобилизации сил (например, во время важного совещания на работе или контроля знаний в школе, выступления на концерте) может послужить причиной стресса с болезненными самообвинениями, необоснованной самокритикой.

• Нравственная дилемма может стать стрессором для человека «гамлетовского» типажа (например, пойти на мародерство в военное время и спасти жизнь семьи или обречь всех на голодную смерть? Вопрос, который у психастеника может вызвать тяжелый внутренний конфликт и стресс).

Какова природная защита людей психастенического склада?

Если есть особо уязвимые или т.н. «слабые места» в характере, то какова же защита, предусмотренная самой природой? Таким защитно-приспособительным свойством обладает мягкая (по Бурно М.Е.) деперсонализация, возникающая в трудных, стрессовых ситуациях, помогающая человеку пережить горе, ощущая все окружающее не так ярко и остро, как бы через тонкую обезболивающую вуаль и душевное онемение.

Прекрасно-тонко подобная защита описана А.П. Чеховым в рассказе «Враги»: «Кирилов повернулся спиной к Абогину, постоял и медленно вышел из передней в залу. Судя по его неверной, машинальной походке, по тому вниманию, с каким он в зале поправил на негоревшей лампе мохнатый абажур и заглянул в толстую книгу, лежавшую на столе, в эти минуты у него не было ни намерений, ни желаний, ни о чем он не думал и, вероятно, уже не помнил, что у него в передней стоит чужой человек. Сумерки и тишина залы, по-видимому, усилили его ошалелость. Идя из залы к себе в кабинет, он поднимал правую ногу выше, чем следует, искал руками дверных косяков, и в это время во всей его фигуре чувствовалось какое-то недоумение, точно он попал в чужую квартиру или же первый раз в жизни напился пьян и теперь с недоумением отдавался своему новому ощущению».

am4

«А может все было наоборот»

Отбросив шутки и комичность происходящего, мы останемся в ситуации, где буквально с первых минут фильма одна за другой следуют сцены насилия. Конечно, это не сцены убийства, это самое обычное повседневное насилие, взгляд на которое у нас уже давно «замылился».

В соответствии с классификацией Кэйт Вайнгартен, Дэйв — жертва насилия над личностью (эмоциональные, психологические последствия детского унижения показаны в фильм весьма прозрачно), но не столь очевидно, что он является потерпевшим и в рамках, так называемого, структурного насилия. То есть он встроен в систему отношений, в рамках которых одни люди эксплуатируют других. Этот вид насилия показан во взаимоотношениях Дэйва с начальником, возглавляющего крупную компанию скорее по праву рождения, а не из-за каких-то уникальных способностей. Кроме того, желаемая должность так же уходит от Дэйва к представителю элит, выпускнику престижного университета Брауна.

Нередко свидетелем насилия становится помогающий специалист — психолог, психотерапевт, социальный работник. К нему обращаются за помощью сами люди, ставшие жертвой насилия, социальной несправедливости, либо их близкие и родственники в желании помочь «потерпевшим» преодолеть последствия травмы.

В данном контексте интересно рассмотреть позицию доктора Бадди Райделла как свидетеля насилия в жизни Дэйва.

Вайнгартен предлагает классифицировать свидетельствование по двум основаниям: «осознает/не осознает, что происходит» и «может/не может повлиять». За время показанной истории Бадди в своем экстравагантном подходе поэтапно переходил от «не осознает, но влияет» (может привести к соучастию к насилию) до «осознает и влияет» (Вайнгартен называет эту позицию «сострадательным сочувствованием»).

В качестве иллюстрации «не осознанного, но влиятельного» свидетельствования может стать сцена знакомства героев в самолете, впоследствии Бадди признается, что охранник с электрошоком в его планы не входил, хотя вся остальная сцена была подстроена. Так же можно вспомнить ситуацию в буддистском монастыре, в котором Дэйв должен был встретиться с обидчиком из своего детства, и там тоже немного все вышло из-под контроля.

Отбрасывая этические аспекты работы Бадди, мы можем констатировать, что он весьма эффективен. Хотя его методы консультирования далеки от общепринятого понимания «сострадания», «эмпатии» или «сочувствия», он мастерски подготовил пространство для обновления Дэвида. Как мы могли заметить, для решающей битвы с наглым начальником или за сердце любимой девушки Бадди не дал своему клиенту никаких готовых инструментов, однако проведенная за это время работа позволила найти робкому Дэвиду свои весьма креативные решения (каталог-карикатура для начальника и признание в любви на глазах тысяч людей для возлюбленной).

В ходе анализа были использованы работы Бурно М.Е. «О характерах людей», Чехов А.П. «Враги», статья Д.Кутузовой «Обыденный шок и варианты свидетельствования насилию» (https://narrlibrus.wordpress.com)

comments powered by HyperComments