Чудес не бывает ни для кого?

История, рассказанная нам Гильермо дель Торо о жизни маленькой девочки, показывает, как ужасы военной повседневности могут стать частью сказочной истории, вплетенной в реальную жизнь детским воображением, и каковы могут быть способы справиться с пугающей действительностью. Мы предлагаем вам познакомиться с клиническим и психологическим взглядом на фантазирование Офелии. Что это? Патологическое фантазирование или защитный механизм для привлечения внимания близких? Давайте разбираться.

ivana-baquero-as-ofelia-in-pan-s-labyrinth-3

Для пытливых умов

Психиатрам довольно давно известны состояния, в которых пациенты обнаруживают духовно-мистические переживания. И если истинность духовного опыта оценивают специально призванные к этому люди, богословы, священнослужители, то в психиатрическом поле оказываются случаи так называемой «психопатологической ложной мистики» (Б.А. Воскресенский, М.Е. Баклушев).

Эмиль Крепелин выделил отдельную группу болезненных расстройств, которую он отграничивал от других форм раннего слабоумия (т.е. шизофрении), называя их парафрениями. Фантастический бред при парафрениях долгое время оставляет не затронутым ядро личности больного, его эмоциональность и волевую сферу, что позволяет взрослым пациентам довольно долго сохранять работоспособность. В то же время, в детской клинике хорошо известны синдромы патологического фантазирования.

Обобщенные критерии синдрома патологического фантазирования приводим по И.В. Макарову:

1. Вымыслы становятся более значимыми, чем реальные факты.

2. Существует готовность к перевоплощению в вымышленные образы.

3. Вживание в вымыслы нарушает грань между фантазией и действительностью.

4. Появляются расстройства поведения, сопряженные с содержанием фантазий.

Этот же автор предлагает опираться на оценку тяжести состояния, основываясь на признаки дезадаптации.

1

Детские фантазии?

Отечественные детские психиатры рассматривают данный синдром как в рамках малопрогредиентной шизофрении (В.Н. Мамцева), так и в рамках других нозологий – формирующихся истерической и шизоидной (Б.А. Леденев) психопатий, невротических и неврозоподобных расстройств, при психическом инфантилизме (И.В. Макаров). Клиническая картина данного синдрома у главной героини фильма складывается из нескольких симптомов:

А) фантазирования с сенсореализацией (вербализацией и визуализацией) представлений, как приятного (феи), так и неприятного пугающего содержания (Фавн, жаба, монстр) с преобладанием второго, что приводит к появлению разнообразных опасений и ночных страхов;

Б) постепенно формируется фантастическая история на тему вымышленного мира, в котором Офелия «существует и действует». Исходная же идея лежит в окружающей девочку реальной жизни – в каменных истуканах, засохшем дереве смоковницы, лабиринте;

В) симптома перевоплощения в образ принцессы волшебного королевства, с осознанием своей «истинной» судьбы и тайного предназначения, которое вызывает, казалось бы, немотивированные нарушения поведения (Офелия крадет своего единоутробного новорожденного брата и несет его в лабиринт);

Г) а также из провоцируемых внешними факторами фантазий, с ситуационно-обусловленным содержанием (осуществление определенных магических действий с целью облегчения состояния болеющей матери).

ivana-baquero-as-ofelia-in-pan-s-labyrinth

Ох, уж эти сказочники…

Фабула фантазий Офелии развивается по законам волшебного сказочно-мифологического сюжета, в котором присутствуют:

• определенная цель/миссия героя (в фильме – открытие врат в другой мир через выполнение трех заданий),
• препятствия на пути героя (в фильме это гигантская жаба; монстр, пожирающий детей),
• помощники героя (Фавн и феи),
• преодоление препятствий (выполнение заданий) и окончание истории.

Судьба и жизнь девочки обрываются. Признаем, что в данном финале действуют, как внутренние, так и внешние факторы. К первым относится синдром патологического фантазирования, который полностью изменяет поведение девочки и приводит к открытому конфликту с жестоким и взрывчатым капитаном. Ко вторым – многочисленные психогении (психотравмирующие события) — гибель матери, зависимость от человека с тяжелым расстройством личности (паранойяльный психопат с охваченностью франкистскими идеями, с нарушениями в сфере влечений, доходящими до изощренно-садистических действий).

3

«А может, все было наоборот»

«Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого».
С.Л. Рубинштейн

Воображение, если верить классикам, одна из тех вещей, что отличает человека от животного. Суть воображения — это преобразование ранее познанного во что-то новое. Иногда созданное воображением человека может быть ни на что не похоже, и мы лишь угадываем отдельные знакомые элементы. В других случаях ранее пережитый опыт копируется полностью. Благодаря воображению человек способен преобразовывать окружающую реальность, ведь чтобы изменять мир материальный нужно уметь преобразовать его и мысленно.

Нашу повседневную жизнь населяют многие образы, созданные когда-то, какие-то из них мы распознаем, какие-то уже стали неотъемлемой частью нашей жизни. Некоторые сказки мы создаем сами.

Офелия — девочка младшего подросткового возраста, увлекающаяся волшебными историями и сказками, а как же иначе? Реальная жизнь не место для чудес, в Испании установилась диктатура Франко, отец девочки погиб на войне, а мать в поисках защиты и лучший жизни вышла замуж за властного и жестокого человека, который воспринимал супругу лишь как инкубатор для своего сына.

Неудивительно, что в подобной ситуации Офелии гораздо интереснее принять жука в лесу за фею, и отправиться за приключениями в мир, где, несмотря на страшные и опасные испытания добро всегда побеждает зло. Фантазии Офелии богаты и страшны, и во многом отражают ужасы войны, но также мы можем провести параллели между дневными происшествиями и ночными приключениями.

Развалины лабиринта, находящегося недалеко от дома, заинтриговали девочку и дали толчок для ее воображения. Той же ночью Офелия отправляется в лабиринт вслед за лесной феей, где встречает Фавна. Стоит обратить внимание, что все встречи девочки с новым другом происходят по ночам, т.е. часть событий вероятно происходит во сне девочки. Во время бодрствования Офелия пытается выполнить поручения своих новых друзей.

Все приключения несут отпечаток дневных происшествий: мама отругала за испачканные туфли — испытание принцессы Муанны забраться в грязную нору и одолеть огромную жабу; лишение ужина привело во сне к столу с яствами, с которого нельзя ничего брать. Последнее испытание можно смело назвать «экзистенциальным» и связано с приобретением бессмертия взамен на жертвоприношение младшего брата, «убившего» во время родов мать Офелии.

2

Сновидения — вид замещения, где недоступные в реальности действия и желания переносятся в мир сновидений. События сна конструируются в контакте с прошлым человека. Задача сновидений — показать сложные чувства в картинках и дать возможность пережить их, осуществляя замещение реальных ситуаций. Как вы думаете каких чувств больше всего в снах Офелии? Нам кажется, что страха. Даже в снах, не подчиняющихся формальной логике и законам физики, нельзя изобразить чувство в «чистом виде», но возможно такое выражение страха, как бегство. Сны Офелии символичны, а не буквальны как это бывает у маленьких детей, но все же не оторваны от дневных происшествий, как это было показано выше.

Продолжая разговор о психологических защитах, следует упомянуть об оппозиции — активном протесте против норм и требований взрослых. Оппозиция всегда активизируется при утрате или снижении внимания со стороны взрослых, например, в случае рождения второго ребенка, или в следствие появления отчима. В иной ситуации Офелия могла бы убежать из дома, или прогуливать школу, но в доме в глуши, ей оставался лишь мир фантазий. Такой вид оппозиции является зарождением замещения, что при выборе социально одобряемый действий может стать, например, творческой сублимацией. Но пока «Я» ребенка еще находится на этапе формирования поддержка и внимание родителей незаменимы.

Однако уход во внутренний мир это не только попытка привлечь внимание, это также и способ реализовать себя, быть собой. Всякий раз, когда реальность пугает или разочаровывает, Офелия уходит в свой тщательно продуманный мир, где корень мандрагоры может исцелить маму, а сама девочка принцесса подземного королевства, где ее ждут отец и мать, а не пуля в живот от садиста-отчима. Тема исключительности, тесно связана с темой принятия, нередко клиенты обращаются с подобным запросом. Каждый из нас в какой-то мере «принцесса Муанна», и очень важно, чтобы наши близкие понимали и эту часть нашей идентичности. В случае Офелии мечты позволяют ей быть где угодно, и кем угодно.

В ходе анализы были использованы работы С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии», Р.М. Грановской «Элементы практической психологии», Э. Крепелина «Введение в психиатрическую клинику», И.В. Макарова «Клиническая психиатрия детского и подросткового возраста», В.Н. Мамцевой «Детская и подростковая психиатрия», Психиатрический энциклопедический словарь, Й. Стоименов, М. Стоименова, П. Коева, П. Попова, Л. Стоименова.

comments powered by HyperComments