Нечего бояться, если нечего скрывать

Я стою на берегу,
Бурю взором стерегу.
И держу в руках своих
Горсть песчинок золотых.
Как они ласкают взгляд!
Как их мало! Как скользят
Все — меж пальцев — вниз, к волне,
К глубине — на горе мне!
Эдгар По «Сон во сне»

Клинико-психиатрическая трактовка
После попытки суицида Анна возвращается из психиатрической больницы домой. Напутственные слова ее лечащего врача дают надежду, что девушка сможет вернуться к полноценной жизни.

Постепенно образ Анны обрастает деталями, не позволяющими сомневаться в ее тяжком душевном недуге. Анна страдает зрительными галлюцинациями устрашающего характера, в которых ей являются образы умершей матери, знакомого парня Мэта и других персонажей. Галлюцинаторные зрительные образы, по мнению русского психиатра В.Х. Кандинского (чье имя входит в название соответствующего синдрома – Кандинского-Клерамбо), у душевно больных часто возникают в переходном состоянии между бодрствованием и сном и носят название гипногогических или гипнопампических галлюцинаций. Данное свойство ярко продемонстрировано в фильме, девушка видит чаще галлюцинации при засыпании, лежа в кровати. Галлюцинаторные образы ярки и носят для нее характер абсолютной реальности, что говорит об остроте состояния. Э. Блейлер, описывая данный феномен реальности галлюцинаций для больных пишет: «Вера… в них несокрушима, и если они находятся в противоречии с действительностью, то подвергается сомнению или отвергается совсем реальность именно последней».

Кроме нарушений в сфере восприятия девушка имеет тяжелые нарушения мышления в виде параноидного бреда. Бред хорошо систематизирован, все события, происходящие вокруг Анны, также как и услышанные истории интерпретируются ей именно в соответствии с этой бредовой системой. Бредовые идеи возникли по отношению к определенному лицу – ненавистной любовнице отца, которая, по мнению девочки, преднамеренно убила мать, за которой ухаживала, а теперь вынашивает планы убийства по отношению к Анне, ее сестре и Мэту. Бредовые идеи в полной мере определяют поведение и служат оправданием болезненных поступков. Анна живет и действует в воображаемом мире, полном идей преследования и галлюцинаций.

С большой энергией она преследует и достигает в конце определенную цель – устранение сожительницы отца, выступая в образе классического «преследуемого преследователя» («Желаемое не удается им, но они не хотят сознавать свое бессилие, и так возникает бред преследования» Э. Блейлер). Анне не удалось покарать отца и его любовницу, ее психика создает бредовую систему. Девушка живет и действует до самого конца, согласуясь и подчиняясь ей, «вплетая» в нее факты и ситуации из реальной жизни (к примеру, описание реального случая из жизни одной из пациенток психиатрической больницы).

Главным симптомом, позволяющим говорить о шизофреническом процессе, является схизис или расщепление в эмоциональной, волевой, поведенческой сферах и в личности в целом (которое воплощено в образе сестры главной героини). Границы между собственным «Я» и сестрой стушевываются, воспоминания расщепляются, одни принадлежат Анне, другие – сестре (например, эпизод с письмами, которые якобы сестра писала Анне в больницу). Время от времени девочка говорит и действует от лица сестры, полностью отождествляя себя с ней, в том числе и совершая кровавое убийство.

Обратимся к факторам, которые могли бы запустить болезненный процесс. На первый взгляд, представляется очевидным, что тяжелая психотравма, пережитая Анной, является таким фактором (девочка становится невольной виновницей гибели матери и сестры в огне пожара, вызванного ею по неосторожности). Однако к данной версии необходимо добавить, что уже в первой сцене фильма, еще до данного события, девочка видит в ночном лесу кошмарные галлюцинаторные образы. Не адекватной является также и реакция девочки на аффективно-окрашенные переживания, непосредственно предшествующие пожару. Она собирается сжечь заживо отца и его молодую любовницу – сиделку матери, которых она застает предавшимися любовной страсти. Таким образом, можно говорить о том, что психотравма послужила лишь триггером, а не причиной последующего глубокого психического расстройства девочки.

 

Психодинамическая трактовка
Многие исследователи сходятся во мнении, что ведущим аффектом при течении шизофрении является страх. И именно в атмосферу страха Анны пытается погрузить нас режиссер с первых кадров фильма: пляжная вечеринка сменяется темным лесом, в котором из мусорных мешков подсознания прорываются образы, с которыми Анна не в силах справиться. В соответствии с психодинамической традицией, именно неспособностью структуры «Сверх-Я» удержать под контролем бушующие бессознательное объясняются позитивные симптомы шизофрении.

Мы немногое знаем о жизни Анны до манифестации болезни, лишь то, что она была тихой и доброй девочкой, противоположностью ее старшей сестры Алекс. Жизнь в поместье омрачает тяжелая болезнь матери девочек, к которой Анна была очень привязана. Болезнь матери сама по себе могла стать стрессом, не справившись с которым Анна начала отдаляться от близких все больше погружаясь в фантазийную реальность, но предательство отца стало последней каплей. В состоянии аффекта Анна бежит к генератору: «Пусть горят в аду». Но по стечению обстоятельств она стала причиной смерти горячо любимой матери и старшей сестры Алекс.

Страх пережитый той ночью полностью вытеснил все воспоминания из сознания Анны, выбираясь наружу лишь обрывками в виде кошмарных снов. Лейка, звук колокольчика, то немногое, что служит косвенным напоминанием о произошедшим. В попытках заглушить тот ужас Анна предпринимает попытку суицида, и оказывается в психиатрической клинике.

По возвращении из клиники Анна находит, что их дом сильно изменился.

Первый диалог Анны с сестрой показывает распространенную тему бреда – наказание: Алекс критикует Анну, поскольку та оставила ее, прохлаждалась в клинике. Смена тональности это диалога можно расценить как эмоциональную лабильность самой Анны.

Ослабленному «Я» Анны была нужна поддержка в лице сильной старшей сестры, которая наделена теми качествами, которых нет у самой Анны. Все чаще в разговорах Анна начинает говорить о себе во множественном числе, уходя все глубже в свои фантазии. Неспособность Анны принять ответственность за произошедшее с матерью приводит к тому, что Анна начинает искать доказательства виновности подруги отца.

Любые действия или слова Рейчел воспринимают девушкой как прямая или косвенная угрозу ее существованию. Анна находится в полной уверенности, что Рейчел замышляет что-то против нее, шпионит за ней, всегда оказывается рядом. Склонность Анны наделять все действия потаенным смыслом, установление логических связей на основании случайных совпадений, склонность к мистицизму, сниженная критика рисуют довольно характерную для шизофрении картину нарушения мышления.

Оставшись с Рейчел наедине Анна начинает паниковать: экзистенциональный страх преследующий Анну в течение всего «расследования», накрывает ее с головой, вот сейчас новая подруга отца физически расправится с ней, поглотит ее. Выжить любой ценой — из последних сил Анна тянется за ножом, а потом все как в тумане.

Придя в себя, Анна видит, результаты содеянного, но она этого не делала, и лишь слова отца о том, что Алекс погибла вместе с матерью, позволяют ей собрать вместе осколки воспоминаний. Становится ясным мотив ее поступков, она просто завершила то, что не удалось сделать в ночь пожара.

В ходе анализа были использованы работы Э. Блейлер «Руководство по психиатрии», В.Х. Кандинский «О псевдогаллюцинациях», Клиническая психология в 4 томах под ред. А.Б. Холмогоровой, Р. Комер «Патопсихология поведения», «Нарушения и патологии психики», Н. Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика» и А. Лаувенг «Завтра я всегда бывала львом».

comments powered by HyperComments