Фильм помимо его несомненной художественной ценности нужно признать студенческим пособием для изучения депрессии. Наверное, никого не удивит, что не существует единого взгляда на причины возникновения и особенности протекания депрессии.
Депрессия развивается у женщин в два раза чаще, чем у мужчин. Депрессивный эпизод в тот или иной период жизни бывает у 26% женщин и лишь у 12% мужчин. Немаловажно, что данный показатель схож для всех социально-экономических классов.
В данном анализе мы рассмотрели психоаналитические и когнитивно-поведенческие модели депрессии, а также разобрали основную симптоматику с позиций клинической психиатрии.
Что может помочь
1. Своевременное обращение к врачу-психиатру в случае депрессии, прием необходимой антидепрессивной терапии поможет предотвратить появление «дурных» (Бурно М.Е.) суицидальных мыслей.
2. Если к вам обратились за консультацией родители ребенка или подростка, который отказывается от посещений школы, залеживается подолгу в постели и/или пропадает на улице в компании, манкирует домашними обязанностями, просиживает многие часы в интернете, избегает общения, высказывает идеи собственной малоценности и несостоятельности, необходимо предположить наличие депрессивного расстройства и предложить обратиться за помощью к врачу.
3. Родители ребенка/подростка, страдающего депрессивным расстройством, должны учитывать особенности течения недуга, дабы не ухудшить состояние своего чада, предъявляя чрезмерные требования, не соразмеряя учебные и дополнительные нагрузки, собственные завышенные ожидания от успехов ребенка с его актуальными возможностями.
4. Чем больше у ребенка/подростка любимых дел и хобби (компьютерные игры и интернет-деятельность не входят в данный перечень), которые он делает с удовольствием и которые вызывают у него радость, чем шире поведенческий репертуар и социальный опыт ребенка, позволяющий справляться со стрессовыми или сложными жизненными ситуациями адаптивно, тем меньше вероятность развития депрессивных расстройств клинического уровня.
Для пытливых умов
Шикарная свадьба не приносит никакой радости Жюстин, чего стоит ее признание сестре: «Я как будто тащусь сквозь эту серую шерстяную пряжу, она цепляется к ногам, ее так тяжело тянуть за собой». Ей тяжело быть на людях и играть роль счастливой невесты, она тяготится не только обществом гостей, но и своего возлюбленного, пытаясь уединиться то в ванной комнате, то в спальне с маленьким племянником.
Натянутая улыбка к исходу вечера вовсе сходит с лица невесты, также как и цветы облетают с ее изысканного наряда. Пробуя свадебный торт, Жюстин больше походит на человека вкушающего цикуту. Стоические усилия невесты соответствовать ожиданиям жениха, семьи, сестры, гостей не могут увенчаться успехом, депрессия накрывает её, практически она тонет в ней, в конце торжества уже мало беспокоясь о том, чтобы «сохранить лицо».
Как понять её поступки?
Зададимся вопросом: «Отчего девушка, интеллигентная, умная, талантливая, выходящая по любви замуж, убегает от жениха прямо во время брачной церемонии для случайной близости с первым встречным, рискуя быть обнаруженной в этот момент?». Если бы до этого портрет главной героини был обрисован распутно-вакханальным, то данный эпизод не был бы столь странен.
Данное поведение можно понять, зная определенные природные защиты, возникающие в ответ на сильнейшие душевные страдания у некоторых больных депрессией и носящие характер душевного онемения, бесчувствия. В своем крайнем выражении данный симптом известен под названием anesthesia psychica dolorosa или болезненного бесчувствия. Больные как бы перестают ощущать яркость окружающего мира в прямом смысле (краски меркнут, все «подергивается как бы туманной пеленой»), становятся безразличными к чувствам и переживаниям своих близких и дорогих людей, изменяясь эмоционально (деперсонализационно-дереализационные расстройства). Эти изменения в себе, потерю чувств некоторые пациенты ощущают столь остро, что признаются в беседах с врачом, что в такие мгновения готовы были «пойти подраться» с кем-то или нанести себе другой телесный вред, чтобы почувствовать хотя бы что-то, даже физическую боль.
В случае, казалось бы, абсолютно бесшабашно-разгульного поведения Жюстин, можно предположить наличие у нее болезненного эмоционального бесчувствия, а предпринятый ею столь радикальный метод вступления в сексуальную связь с незнакомцем во время свадебного торжества — попыткой вернуть себе хотя бы какие-то чувства (по ходу фильма видим, что эта встряска на оказала желаемого эмоционально-стрессового воздействия).
«Я улыбаюсь, улыбаюсь, улыбаюсь… — Ты лжешь нам всем»
Дальнейшее развитие болезни приводит Жюстин уже после неудавшейся свадьбы обратно в особняк сестры практически в ступорозном состоянии. Меланхолический ступор описывается как состояние двигательной обездвиженности, вплоть до оцепенения. Жюстин предпринимает усилия жить обычной жизнью в ответ на заботу и ласку сестры, однако практически не достигает успеха. Это видно в сцене в ванной, а также во время семейного обеда. Пробуя любимый мясной рулет, Жюстин говорит о том, что он «на вкус как пепел», демонстрируя еще один яркий симптом депрессии – потерю аппетита, удовольствия от еды и искажение вкусовых ощущений.
Не обращаясь за профессиональной помощью, сестра Жюстин окружает ее любовью, вовлекая в выполнение посильной работы: сбор ягод, уход за растениями и любимой лошадью, конные прогулки. Постепенно симптоматика смягчается, Жюстин начинает есть, а по мере приближения смертельной опасности в виде голубой планеты, она и вовсе преображается, мы видим явное улучшение в ее состоянии.
«Меланхолия» пройдет мимо нас?
На первый взгляд самым нелогичным финалом истории является завершенный суицид Джона, человека рационального, прагматичного, образцового хозяина, решительного и неутомимого человека действия.
Посмотрим же на данную ситуацию с клинической позиции: то, что для всех окружающих людей является трагедией, для Жюстин — лишь избавление от невыносимых душевных мук. Столкновение с синей планетой – Апокалипсис. Неотвратимость своей собственной смерти, своих близких, ребенка, тревожное ожидание смертельной развязки и потеря контроля над ситуацией становятся непосильным испытанием для Джона, который демонстрирует прекрасные организаторские и менеджерские качества в обыденной жизни. Дихотомическое мышление по типу: «Я могу справиться со всем или не стоит жить вовсе», — таков предположительный вариант мыслей Джона перед концом.
Для Жюстин катастрофа желаема и ожидаема, она не внушает ей страха и ужаса, ее неизбежность поднимает ее в финальной сцене на какую-то недостижимую простому смертному высоту духа, принятия судьбы и конца, своих и человечества. Ее фраза: «Земля это зло. Не нужно по ней горевать. Никто не станет о ней сожалеть.»,- объясняет всю глубину одиночества, разочарования и безысходности, царящих в душе девушки.
«Иногда я так тебя ненавижу, Жюстин»
Уходя в более глубокий клинический анализ, можно попытаться проанализировать с позиции понимающей психопатологии защитно-приспособительно функцию депрессивного расстройства Жюстин. Как пишет М.Е. Бурно: «…человеческая тоска (тоскливая классическая депрессия) есть человечески-сложная несовершенная, как все в стихийной природе, защита в виде угнетенности –заторможенности, инертности, ухода в себя (дабы не разрушаться) от внешних ударов (<…>) и внутреннего (<…>) вредоносного воздействия».
В случае Жюстин видим глубоко нарушенные семейные связи, которые тяготят ее, она безуспешно пытается открыться и заговорить со своим не по годам несерьезным и легковесным отцом, этаким водевильным персонажем, флиртующим на свадьбе дочери сразу с двумя девицами. И так же тщетны усилия девушки найти поддержку у матери, демонстрирующей непреклонный деспотизм, несговорчивость и жесткость сродни каменной глыбе. Добавим, что разочарование в своей работе, а точнее нежелание участвовать в маркетинговых играх дополняет список внешних неблагоприятных факторов, от которых Жюстин «укрывается» в тяжелую депрессию…
«А может все было наоборот»
«Иногда так легко быть мной»
Жюстин
Депрессия, по мнению психоаналитика Шандора Радо, делает людей зависимыми от другого человека в том, что касается удовлетворения их потребностей и самоуважения. (Например, сцена разговора по телефону, когда Жюстин было очень тяжело спуститься и сесть в такси, или когда ее сестра Клэр пыталась помыть ее). Как считает психоаналитик Отто Фенихель депрессия вызывает колебания самооценки, и этот негативный эффект меланхолии вытекает из предыдущего, поскольку человек, зависимый от других, обречен испытывать такие колебания. Психоаналитик Эдвард Бибринг подчеркивает, что депрессия нашептывает людям об их бессилии и беспомощности. За переживанием мнимой или реальной беспомощности скрывается желание человека, столкнувшегося с депрессией, быть любимым, быть хорошим, не испытывать агрессии и ненависти, быть сильным.
В свою очередь когнитивная модель депрессии отводит центральную роль процессам переработки информации. Избирательная фокусировка внимания на негативных аспектах опыта, согласно А. Беку, блокирует адекватную переработку положительных событий и воспоминаний, что объясняет безнадежность, утрату мотивации, самообвинения и суицидальные желания.
Содержание автоматических мыслей людей, попавших под влияние депрессии, А. Бек описал с помощью термина «негативная когнитивная триада», включающую: негативную оценку собственной личности (наиболее ярко негативное отношение к себе проявляется в ходе свадьбы, праздник не в радость, единственное желание Жюстин скрыться в ванной), негативный взгляд на будущее («Все могло быть иначе… — Но, Майкл, на что ты рассчитывал?»), негативный взгляд на мир в целом («Жизнь на Земле — это зло»).
В целом когнитивная модель считает аффективные, мотивационные и поведенческие эффекты депрессии следствием когнитивных нарушений.
Вместе с тем А. Бек, как и представители психоанализа, выявил два центральных переживания у людей с депрессией: ощущение собственной беспомощности и невозможность быть любимым. Так же существуют компенсаторные убеждения: в случае Жюстин такие убеждения могут быть связаны с успешностью на работе — «Что я говорил, она не перестает работать даже в ночь своей свадьбы». Примеры компенсаторного поведения Жюстин в виде избегания активности изобилуют в фильме — от избегания свадебных торжеств до невозможности самостоятельно принять ванну.
Однако перед неминуемым столкновением с Меланхолией готовой оказалась одна Жюстин, построив вместе с племянником Лео «волшебную пещеру», она объединила самых дорогих для нее людей.
В ходе анализа были использованы работы М.Е. Бурно «О характерах людей», Клиническая психология в 4 томах под ред. А.Б. Холмогоровой, Р. Комера «Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики».
comments powered by HyperComments