«Надо двигаться налегке…»

Фильм и, в особенности, книга Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко» дает хорошие возможности проанализировать особенности реагирования людей разных характеров на сложные и трагичные события своей жизни.

История трех поколений семьи Шеллов, каждое из которых по-своему было вовлечено в скорбный ужас кровавых событий истории, проходит перед глазами читателя и зрителя. Старшее поколение семьи Шеллов – немцы, родом из Дрездена, перенесшие кошмар кровопролития печально известных американских бомбардировок во время Второй мировой войны. Жизнь второго и третьего поколений семьи навсегда изменилась в результате катастрофы 11 сентября 2001 года.

Что может помочь:

В своих разборах и особенно в рекомендациях мы уже неоднократно писали насколько важно понимать и принимать ребенка, да и взрослого человека тоже, во всей его непохожести и уникальности. Однако найти пример такого принятия было не просто, чаще мы сталкивались с анти-примерами. Тем не менее, взглянув на ситуацию под другим углом, нам удалось найти такой образец в современном кинематографе, с огромным удовольствием представляем вам семью Шеллов.

Мы взяли на себя смелость сформулировать некие воспитательные принципы семьи Шеллов:

1. Не бросай ребенка на середине озера, в надежде, что тот выплывет, будь терпелив и скрупулезно готовься к трудностям, которые могут возникнуть в ходе взросления.

2. Вы никогда не будете достаточно старым или статусным настолько, что бы отказать ребенку во взаимодействии на равных – как близкие друзья или партнеры.

3. Ваша забота не должна мешать нормальному развитию ребенка, каждый имеет право на совершение своих собственных ошибок.

В поисках причин

Мы еще очень далеки от объяснения всех причин и факторов (как патогенных, так и саногенных), лежащих в основе типов и форм реагирования людей в стрессовых и экстремальных ситуациях. Приведем классификацию психотравмирующих факторов (цитируется по Шевченко Ю.С.):

1. Аффективно-шоковые и субшоковые — кратковременные психогенные воздействия, связанные с переживанием угрозы самому существованию человека, т.е. затрагивающие инстинкт самосохранения, что вызывает сильный испуг.

2. Ситуационные (конфлитогенные) – кратковременные или хронические психогенные влияния, связанные с той или иной конфликтной ситуацией, возникающей во взаимодействии между людьми…

3. Депривационные – психотравмирующие влияния обусловлены недостатком или лишением необходимых условий существования и развития человека…

4. Социально-бытовые – факторы, связанные с урбанизацией жизни, приводящей к возрастанию социальных контактов при одновременном ужесточении моральных ограничений, затрудняющих разрядку инстинктивной агрессии….

5. Психодинамические – факторы, связанные с личностной динамикой, вызыващей внутренний конфликт, не решаемый с помощью устаревших механизмов психологической защиты…

История Томаса Шелла-Старшего

Рассматривая, каким же факторам подверглись дед и бабушка главного героя, потеряв родных и любимых людей во время авиа бомбёжки, безусловно, классифицируем их как аффективно-шоковые. Эти психотравмирующие факторы приводят к возникновению реактивных состояний.

Однако у старшего Томаса Шелла, вероятнее всего, развивается не реактивное состояние, которое непосредственно следует за травмой и связано с ней. По его же собственному мнению, о котором узнаем из не отправленного письма сыну, которого он никогда в своей жизни не видел: «…все изменилось, клин между мной и моей способностью радоваться был вколочен не миром, не бомбами и горящими зданиями. А мной самим, моими мыслями, раковой опухолью моего нежелания что-либо забыть…». Через месяцы после перенесенной катастрофы Томас теряет речь, у него возникает мутизм. И всю оставшуюся жизнь он общается с миром и людьми посредством двух татуировок на руках и многочисленных записок, которые он пишет в блокнотах, на стенах и мебели своего жилища.

Глобальное «Ничто»

Женившись на родной сестре своей погибшей возлюбленной, старший Шелл заполняет их совместную жизнь такими странными правилами и ритуалами, что обычному человеку не привидятся даже в кошмарном сне. Первое, о чем он предупреждает свою будущую жену: «Никаких детей». Далее следуют: «…каждое утро я снимаю простыни, чтобы отстирать свои надписи, мы никогда не ложимся в одну постель… она никогда не спрашивает, как прошел мой день, во время еды мы всегда садимся по одну сторону стола, лицом к окну…уже через несколько месяцев после свадьбы мы стали отводить в квартире места под «Ничто», где каждому гарантировалось абсолютное уединение, мы договорились не замечать этих мест и т.д.». Постепенно Ничто заполняет собой жизнь супругов, и наконец, полностью побеждает, не остается ничего, что связывало бы мужа и жену, ниточки интимности и доверия не выдерживают натиска Ничто. Себе самому Томас признается, что жена — всего лишь часть Ничто в его жизни. Томас уходит от жены, как только узнает о том, что та забеременела и возвращается через 40 лет, уже после смерти сына. Абсолютная эмоциональная холодность и безразличие Томаса проявляются в том, что за 40 лет он ни разу не написал, не прислал денежной помощи, не попросил фотографии ребенка, а вернувшись в день похорон сына, ограничился лишь одним словом «прости».

Наверное, даже этой малой части перечисленных особенностей достаточно, чтобы подтвердить предположение о том, что не сама психотравма, а сочетание с особым конституциональным устройством, обусловили такое своеобразное личностное развитие и реагирование, в котором эмоциональная сфера дефектна, взаимоотношения с окружающими хрупки и незначимы, а сохранный интеллект и воля не могут полностью этого компенсировать. Все это приводит к изоляции и одиночеству, которыми старший Томас не тяготится, и из которых лишь на время, как черепаха из своего панциря, он готов показываться миру, как видим это в случае, когда дед решается помочь внуку в его отчаянных поисках. Все перечисленные особенности в большей степени соответствуют шизотипическому личностному расстройству.

История Оскара Шелла

«На что бы был похож мир,
если бы у всех были одинаковые прически»

Оскар — мальчик 11 лет, единственный ребенок довольно зрелых родителей. С первых кадров мы можем заметить его моторную неловкость, нескладность, астеническое телосложение. Мальчик интересуется химией, биологией, географией, во всем привык опираться на формальную логику, друзей-ровесников у него практически нет, напротив, мы видим, как один из одноклассников толкает его со словами: «Придурок». Но не переживайте, Оскар не страдает от травли или отсутствия друзей, потому что у него есть самый лучший в мире папа — Томас Шелл. Несостоявшийся ученый, он охотно придумывает сыну разнообразные экспедиции, в ходе которых мальчик должен не только подтвердить папину гипотезу, но и пообщаться с огромным количеством незнакомых людей, что для Оскара особенно трудно.

«Надо путешествовать налегке, чтобы двигаться быстро…»

После тщательной подготовки Оскар готов отправиться в свое заключительное путешествие в надежде получить последнюю весточку от погибшего отца. И тут мы узнаем, что это экспедиция будет не из легких: «В общественном транспорте я испытываю панику. Поэтому, я пошёл пешком. Мне всегда сложно давались какие-то вещи, но “страшный день” намного удлинил этот список. Старики, бегущие люди, самолёты, высокие дома, то, в чём можно застрять, всё, что гремит, визги, плачь, люди с гнилыми зубами, забытые сумки, ботинки без людей, дети без родителей, всё, что звенит, всё, что дымит, те, кто ест мясо, те, кто смотрят вверх, башни, туннели, всё быстрое, всё громкое, мигалки, крылья.. мосты вселяют в меня особый ужас».

Когда слишком шумно, Оскар закрывает уши руками, но самым эффективным способом справиться с беспокойством является тамбурин, который мальчик предусмотрительно берет с собой .

В ходе встречи с Эби Блэк (первой из Блэков в списке Оскара), у них состоялся такой диалог:

«- Ты, наверное, считаешь это все очень странным.
— Я многие вещи считаю странными. А люди говорят, что странный я. Меня однажды даже проверяли на синдром Аспергера. Папа говорил, что такие люди умнее других, только могут быть прямолинейными. Тесты не дали точного ответа»

С точки зрения клинической психиатрии данный синдром соответствует шизоидной (аутистической) психопатии, впервые описанной Груней Ефимовной Сухаревой в 1926 году.

Хочется подчеркнуть, как Томас Шелл с легкостью описал сыну преимущества и трудности, которые делают медицинский термин «синдром Аспергера» более насыщенным и понятным. Вместе с тем, он не стал заострять внимание на «краеугольном камне» расстройств аутистического спектра (РАС) — выраженных сложностях в общении. «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». (Л. Витгенштейн) Но это вовсе не значит, что родители Оскара игнорировали эту особенность мальчика, напротив, Томас Шелл, при поддержке жены, проводил много времени, разрабатывая хитроумные задачи для сына, для решения которых требовалось не только преодолевать некоторые страхи Оскара, но и общаться с бесконечным числом незнакомцев.

zgizb2

«Если солнце погаснет, мы узнаем об этом только через 8 минут…»

Свое развитие история дружбы между отцом и сыном получает спустя год, когда мальчик понимает, что начинает терять отца. Стоит отметить, что у Оскара слабо выражена восприимчивость к социальным аспектам поведения других людей (он так и не понял, зачем его мама похоронила «пустую коробку»). Позже мы узнаем, что всю боль утраты и свою «трусость» (когда Оскар не смог ответить на последний звонок отца) он переживал один, поскольку делиться своими переживаниями и эмоциями с другими людьми ему было крайне трудно.

Потеряв отца, Оскар, по мнению клиницистов, переживает реактивную депрессию, тоскливое настроение он образно называет «гирями на сердце». Оскар не спит по ночам, спасаясь от тягостной бессонницы изобретением разных вещей. Его изобретения – необыкновенны и даже парадоксальны, чего стоят, например, следующие: резервуары для слез, подведенные под все подушки Нью-Йорка; браслет из бисера, изготовленный для мамы, из преобразованного в азбуку Морзе последнего телефонного сообщения отца Оскара; специальные небоскребы для покойников, уходящие вглубь земли, так чтобы «мир мертвых был прямо под миром живых»; переносные съемные карманы, которые крепятся к одежде снаружи; небоскребы из движущихся частей, «чтобы они могли самопереставляться… раздвигаться для пропуска самолетов» и т.д. Аутоагрессивные действия Оскара — дизадаптивная попытка справиться с переполняющими его негативными чувствами, раздражением, фрустрацией, беспомощностью и т.д.

«- Папа умер, но это не значит, что стоит терять логику. Во всем должен быть смысл.
— Не все в этом мире имеет смысл»

Отдельной большой темой этой истории стали поиски смысла в трагической гибели близкого человека. Как мы знаем, Оскар не нашел то, что искал, и «ничего не получалось, потому что люди не любят числа. Они больше любят буквы, а из букв складываются истории. Папа говорил, что историями нужно делиться».

В ходе экспедиции мальчик получает поддержку незнакомых людей, знакомится с чужими горестями и радостями и сам помогает людям обрести новый Смысл и радость. Именно эти поиски помогают справиться с чувством вины, стыда за то, что, не подняв телефонную трубку, лишил себя навсегда возможности поговорить с отцом в последние минуты его жизни. Можно сказать, что интуитивно Оскар на протяжении многих месяцев занимается самолечением.

«- Я клянусь, мне скоро станет лучше. Я буду нормальным.
— Я совершенно этого не хочу, ты — идеальный»

Оскар смог доказать свою исключительность, исследуя, наблюдая, собирая материалы, выдвигая и отвергая гипотезы, производя расчеты, совершая многочисленные путешествия по городу, ведя записи, фотографируя, интервьюируя встречающихся людей, анализируя и надеясь найти долгожданную разгадку, мальчик преодолевает потерю, находит поддержку и понимание…

В ходе анализа были использованы работы Э. Мэша, Д. Вольфа «Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка», «Детский аутизм: хрестоматия» сост. М.И. Шипицыной, Л. Витгенштейна «Логико-философский трактат», Ю.С. Шевченко, Лекция 5 «Реактивные состояния» из «Детской и подростковой психиатрии»: Клинических лекций для профессионалов, Бурно М.Е. «О характерах», роман Д.С. Фоера «Жутко громко и запредельно близко», руководство по многоосевой классификации психических расстройств в детском и подростковом возрасте.

comments powered by HyperComments