Как может сказаться на развитии ребенка совершенное над ним сексуальное насилие? Чем можно помочь ребенку/подростку преодолеть последствия насилия? Что может помочь человеку вынести жизненные горести и стрессы? Эти вопросы напрашиваются сами собой при просмотре фильма «Хорошо быть тихоней».
Кроме того мы попытались рассмотреть главного героя через призму классических отечественных трудов по возрастной психологии.
Что может помочь:
1. При оказании помощи людям, перенесшим те или иные формы насилия, очень важен междисциплинарный подход. Врачи-соматологи лечат физические последствия насилия, врач-психиатр оказывает необходимую медикаментозную помощь для редукции собственно психопатологических проявлений, психотерапевт/психолог помогает в безопасной форме проработать и организовать травматичный опыт (рефрейминг, арт-терапия, гиппотерапия и др.), социальный работник занимается контактами с различными государственными органами и организациями для обустройства социальной жизни пациента/клиента.
2. Такие примеры, как история жизни Джейси Ли Дюгард (см. «Украденная жизнь» Джейси Дюгард) указывают на неоспоримые возможности, имеющиеся в каждом случае для интеграции, принятия и построения на их основе новой жизненной перспективы, целей и смыслов. В том числе через написание своей личной истории в сотрудничестве с психотерапевтом/психологом.
3. Осознанная помощь людям со схожими проблемами или пребывающим в трудных жизненных ситуациях, является одной из возможностей самореализации, саморазвития человека, перенесшего тот или иной травматичный опыт, страдавшего или страдающего («раненый целитель» по Бурно М.Е.).
Для пытливых умов
«Насилие над ребенком», — имеется в виду сексуальное, физическое, эмоциональное насилия, — «может приводить как к кратковременным, так и к хроническим нарушениям в эмоциональной, познавательной и поведенческой сферах. У подвергшихся насилию детей часто формируется низкая самооценка, ухудшается эмоциональная и поведенческая саморегуляция, отмечаются нарушения пищевого поведения и школьной адаптации, симптомы посттравматического стрессового расстройства или депрессии» (Копытин А.И.).
А жертва кто?
Дети и подростки, подвергавшиеся насилию, в дальнейшем могут испытывать трудности в формировании своей полоролевой идентичности, что является причиной различных сексуальных проблем, перверзий и расстройств личности. В фильме и одноименной книге находим подтверждение этим утверждениям в образе злосчастной тетки Чарли – Хелен: «Над тетей Хелен надругались…сделал это кое-кто из самых близких…Друг семьи…Тетя Хелен запила…подсела на наркотики. У тети Хелен были серьезные проблемы с мальчиками и со взрослыми мужчинами. Почти всю жизнь она была несчастна». Добавим к этому, что до своей смерти, последовавшей в результате несчастного случая, тетя Хелен сумела сделать несчастным своего маленького племянника, ставшего для нее объектом сексуальных домогательств на протяжении многих недель (в данном случае видим парабулию – искажение в сфере влечений по типу педо- и инцестофилии)…
«Спасительная» амнезия
В том, что происходит с Чарли-ребенком, нельзя не углядеть защитно-приспособительного действия природных механизмов. Мальчик амнезирует воспоминания, связанные с травматичными событиями, а смерть тетки обрастает в его сознании идеями собственной виновности. Эти переживания крайне болезненны для Чарли и обостряются в преддверии каждой годовщины горестных событий, однако в сочетании со специально наработанными ритуалами (например, посещением могилы тети) они становятся переносимыми, Чарли научается жить с этой болью. Травматичный опыт, связанный с сексуальным насилием, вытесненный из сознания мальчика, актуализируется через много лет в момент интимной близости подросшего Чарли и его романтической партнерши.
В стрессовых ситуациях дети/подростки, подвергавшиеся насилию, склонны к диссоциативным (конверсионным) расстройствам. Чарли, столкнувшись с осознанием своей детской травмы, ощущает у себя в голове «транс», «родители нашли меня в гостиной, когда я, совершенно голый, сидел на диване и смотрел выключенный телевизор. Я молчал и ни на что не реагировал…». В больнице подросток довольно быстро пошел на поправку, а психотерапевтические беседы помогли ему разобраться «во многих вопросах». Он получил поддержку врачей, семьи и друзей, значение которых трудно переоценить в данной ситуации: «Все мы сможем сесть в кружок, и недоумевать, и сокрушаться, и ругать других за то, что они сделали, или не сделали, или прохлопали. Не знаю. Наверное, всегда можно найти виноватых…».
Но главный вывод, который главный герой делает из всей этой истории, относится в первую очередь к принятию ситуации, которую уже невозможно изменить. А во вторую – к многообразию человеческого опыта и его целостной значимости в жизни каждого из нас: «…мы, я считаю, становимся такими, как есть, в силу множества причин. И вероятно, большую часть из них никогда не узнаем. Но если не в нашей власти выбирать, откуда мы пришли, то уж куда двигаться, мы выбираем сами. Мы в любом случае способны на многое. И можем постараться смотреть на вещи позитивно».
Тихоня, это кто?
Характерологический портрет главного героя – Чарли – соответствует чертам т.н. тревожного (уклоняющегося) расстройства личности. А ведущим синдромом является тревожно-депрессивный. Мальчик тормозим, робок и стеснителен. Он с трудом осваивается в новой обстановке и переход в старшую школу для него становится настоящим стрессом. Ему трудно отвечать на уроках, даже в случае, когда своим верным ответом Чарли может заслужить себе определенную привилегию (например, не писать контрольную работу). Мальчик стремится ко взаимодействию с окружающими его сверстниками, однако постоянно испытывает неуверенность в их позитивном отношении. При этом Чарли способен к глубоким размышлениям, начитан, становится любимцем преподавателя английской литературы.
Вся жизнь — игра
Патрик – яркая демонстративная личность (истероидная). Желание быть в центре внимания окружающих доминирует у таких людей в сочетании с театральностью и позированием. Внимание может быть достигнуто выступлениями на театральной сцене (вспомним фрагменты из шоу Рокки Хоррора), неординарными ответами и действиями в школе и на уроках. Патрик склонен к рискованным формам поведения, например, сексу с высокой степенью риска (неконформность к общепринятому полоролевому поведению оборачивается беспорядочными связями, половыми связями со случайными лицами в парке), злоупотреблению алкоголем и наркотиками.
«У меня растут года, будет и семнадцать…»
Знаете ли вы, что подростки появились сравнительно недавно? И выделения особого периода между детством и взрослостью связано с усложнением социальной и технологической организацией общества. Предлагаю совершить небольшое путешествие во времени и рассмотреть американских тинейджеров начала 1990х годов через призму классических трудов возрастных психологов Советского Союза.
Одно из важных решений, который должен принять «будущий взрослый» касается выбора профессии. Согласно Л.С. Выготскому, выбор профессии — это не только выбор той или иной деятельности, но и определение своего места в обществе, «жизненной дороги». Подобный выбор требует от подростка довольно развитой способности к рефлексии ведь нужно оценить не только практические возможности своей будущей профессии, но и оценить максимально беспристрастно свои внутренние ресурсы: способности, склонности, знания, навыки, характер.
Тихоня — Чарли, который больше времени проводит с книгой, чем с людьми, решил, что логичным продолжением его любви к чтению и наблюдению за людьми станет писательская карьера.
«Иногда я смотрю на улицу и думаю, как много других людей уже видели этот снег раньше. Или думаю, как много людей уже читали эти книги. Или слушали эти песни. Мне интересно, что они чувствуют этим вечером».
Вместе с тем выбор профессии это не всегда осознанное и взвешенное решение, нередко это способ реализации своих непосредственных стремлений, например, желания стать более самостоятельным. Так же подросток может выбрать профессию, подражая свои старшим друзьям, или под влиянием случайного интереса, или по совету родителей, которые «знают лучше», то есть назвать такой поступок «выбором» в полной мере нельзя. Несмотря на то, что общество возлагает большую ответственность на подростков, сами тинейджеры считают, что главное в их возрасте это веселится и общаться с друзьями.
«Ты знаешь… Многие дети в школе ненавидят своих родителей. Некоторых ребят даже бьют. А некоторые оказались в самом эпицентре неправильной жизни. Некоторые из них лишь трофеи своих родителей, которые хвастаются соседям их успехами и медалями. А некоторые просто хотят напиться, и больше ничего».
Но не будем останавливаться на межличностном общении в кругу сверстников, роль такого взаимодействия сложно переоценить, рассмотрим лучше формирование мировоззрения подростка старшего возраста. Л.С. Выготский связывает этот процесс с формированием и усовершенствованием понятийного мышления, которое позволяет ребенку окунуться в мир, «лежащий за внешней видимостью явлений» — искусство, наука, культура в самом широком смысле. Так же на протяжении всего подросткового возраста формируется стремление к выработке самостоятельных взглядов и суждений, как об окружающих, так и о самом себе, а также умение действовать на основе сознательно принятых решений. Вместе с тем, старший подросток, выпускник школы, в отличие от подростков младшего возраста, обращенных в первую очередь на познание самих себя, стремится изучить внешний мир, чтобы найти в нем свое место и опору для своих взглядов и убеждений.
Юношеское мышление полно страстности, увлечения, энтузиазма. Многие авторы отмечают, что в этом возрасте у старшеклассника появляется повышенный интерес к художественной литературе, читают пристрастно, выписывая «любимые мысли», делая пометки на полях и споря с автором и героями.
«Я всегда считаю последнюю прочитанную книгу наилучшей, пока не возьмусь за что-то новое».
Даже отходя от представлений гуманистических психологов, мы не можем отрицать, что говоря о подростке, мы говорим о личности. Все его действия, размышления, высказывания носят отпечаток его личности. Личный характер мышления подростка связан с тем, что формируется обобщенное представление об окружающем мире, а также обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимание и переживание своего Я, своей индивидуальности, своей личности. Возраст от 16 до 20 лет нередко окружен флером романтизма, оно и не удивительно, ведь юноша стремится решать свою судьбу в «мировом» масштабе, а тяга найти себя определяет смысл его существования.
«Найдутся люди, которые скажут, что таких вещей не бывает. Это те люди, которые забывают, каково это, когда тебе шестнадцать, как только тебе исполняется семнадцать. Я знаю, что когда-нибудь это всё станет просто историями, наши фотографии станут старыми фотографиями, а все мы станем чьими-нибудь мамами и папами. Но сейчас это ещё не истории, это происходит. Я здесь. И я… смотрю на неё, потому что она прекрасна. Я чувствую это. В какой-то момент ты понимаешь, что ты — это не грустная история, ты жив. И ты стоишь и смотришь на огни и на всё вокруг, что заставляет тебя удивляться, и ты слушаешь эту песню и едешь по дороге с людьми, которых любишь больше всего на свете. И в этот момент, клянусь, мы часть вечности».
Оставив за скобками политические реалии, влиявшие на советских психологов, мы можем сделать вывод, что во многом, подросток, описываемый Л.И. Божович и Л.С. Выготским остался тем же. И даже жизнь на другом континенте не сильно повлияла на основные новообразования и изменения юношеского возраста.
В ходе анализа были использованы работы Л.И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте», Л.С. Выготского «Педология подростка», А.И. Копытина «Арт-терапия жертв насилия», «Общая сексопатология: Руководство для врачей» Г.С. Васильченко, И.Л. Ботнева, Ю.Ю. Виник и др., «Украденная жизнь» Джейси Дюгард, Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте и роман Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней».
comments powered by HyperComments