Чуть больше, чем просто физическое страдание

Хорошая история не существует в вакууме. Ее герои всегда вплетены в социо-культурный, политический контекст. Вот и история, рассказанная нам Грегом о его дружбе с Эрлом и Рейчел, демонстрирует множество дискурсов и стереотипов западного общества.

Мы подробно рассмотрим личностные особенности главного героя, попробовав разобраться в чем сильные и слабые стороны его характера. А также коснемся вопроса о субъективном смысле болезни.

Что может помочь:

1. Восстановление связей — переживание сложного опыта нередко приводит к разрушению и потере связей. Например, в силу болезни или другого травматического опыта человек может быть изолирован социально, разрушается привычный круг общения. Но не менее важным является потеря связи с самим собой, со своей идентичностью, своими ценностями, надеждами, представлениями о предпочитаемом будущем.

2. Восстановление памяти о себе как об авторе — переживание травмирующего опыта нередко приводит к обесцениванию и забыванию собственных действий, стремлений.

2

Для пытливых умов

Человек в футляре или…?

Мир Грэга тщательно просчитан и обустроен. Взвешены все возможные риски и воздвигнуты все необходимые «защитные сооружения»: крепостные стены, валы, рвы и подъемные мосты. Грэг – человек, у которого преобладает рассудочность, рацио над эмоциональностью. Остро переживая чувство собственной неполноценности (т.н. дефензивность), своей уязвимости, Грэг выстраивает очень осторожные и конформные отношения с пугающим его миром школьных группировок. А о себе он говорит так: «Я – смертельно неловкий и у меня лицо, как у маленького сурка».

Для Грэга: «Школа – это пасть огромного чудовища, кусающего и жующего, и плюющего людям в лицо». Свою роль в ней он видит как «осторожно взращиваемую незаметность», а главной целью является «выживать до колледжа». Грэг подстраивается к самым неприятным и пугающим персонажам, включая и психически не здорового Фила, и «качков», и других заметных и брутальных лидеров. Он предпочитает избегать прямой конфронтации и конфликтов, прибегая скорее к пассивной обороне, чем к активным агрессивным действиям. Такой характер относится к группе тормозимых. Контакты Грэга очень ограничены, а свободное время он посвящает созданию любительских видео роликов с довольно бесстрастным приятелем, которого Грэг даже не называет другом, а просто: «нечто вроде коллеги».

В своем крайнем и негативном выражении подобный характер был описан еще А.П. Чеховым в образе Беликова.

«Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло».

И если Беликов прятался от внешнего мира в свой вечный «футляр» из темных очков, калош, зонта, теплой фуфайки и древнегреческого языка, то Грэг – соткал свой непроницаемый чехол из приветственных знаков и движений, одинаковых непривлекательных бумажных пакетов с непритягательными ланчами, всегдашних тихих перемен в учительской комнате и съемок любительского кино. К нему, так же как и к Беликову, могут быть отнесены следующие слова классика:

«Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний».

П.В. Волков говорит о людях такого характера так: «Психастеник живет так, как будто идет по минному полю». Если Беликов – это квинтэссенция всего самого не привлекательного в психастеническом характере и финал его трагикомичен, то у Грэга по ходу действия появляется шанс проявить себя с лучшей стороны, стать добрым другом, и здесь начинается совсем другая история…

4

…или Маленький принц?

«… — Вы красивые, но пустые… Ради вас не захочется умереть. Конечно случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра… Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала…».
(Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Признаем, что каждый человек с нормальным интеллектом потенциально способен окончить школу и поступить в колледж или университет. Но, отнюдь не каждый подросток может протянуть другому руку помощи в трудную минуту жизни. Вынужденный по просьбе матери, однажды навестить свою одноклассницу, Грэг становится отдушиной в ее непростой жизни человека, больного лейкемией. Трудно переоценить значение дружбы и регулярных визитов Грэга к девушке, чье душевное одиночество в данной ситуации могло только углубить соматическое страдание.

Отвечая на вопрос, какие качества помогли Грэгу пройти этот путь вместе с Рейчел, отметим: совестливость, нравственное чутье и щепетильность, деликатность, юмор, чувство ответственности. Если не знать о природных защитах данного характера, а именно о деперсонализационной защите, то может показаться странным, как столь тревожному и робкому, склонному к постоянным опасениям, пугливому человеку удается так спокойно находиться рядом со смертельно больным человеком, облегчая его состояние, наполняя жизнь малыми радостями. П.В. Волков так описывает данный феномен: «Психастеник может всю жизнь отчаянно бояться какого-то события, например, смертельной болезни, но когда это событие происходит, то включается деперсонализация, и он встречает его стойко и даже мужественно». Пройдя с Рейчел путь ее от болезни к смерти, отметим, что Грэг осуществил «нравственно-этическое служение Добру» (Бурно М.Е.), подтверждающее хорошо знаемую врачами истину о так называемой «силе слабых».

3

«А может все было наоборот»

Даже само название истории показывает тенденцию разделять общество на группы: «живущих», «болеющих» и «умирающих». Социолог Дэвид Моррис говорит в своих работах о «стране здорового» и «стране больного». «Страна больного может быть разной в зависимости от населяющих ее наций и социальных групп. Это очень странное место, в котором наше состояние зависит не только от биологических процессов, но также от нашего пола, расы и дохода».

Вопреки распространенному заблуждению нам снова демонстрируют, что заболевание никогда не занимает всю жизнь человека целиком, и всегда есть пространство свободное от проблемы. В случае Рейчел на этом «острове свободы» расположились: дружба с Грегом и Эрлом, созданные подростками пародии на шедевры европейского и американского кинематографа, а также хоть и смутные, но надежды на выздоровление.

Представления о болезни неразрывно связаны с физическими болями, слабостью, когда и посмеяться больно. Но все ждут от болеющего, что он победит свой недуг, именно этого Рейчел желают все её одноклассники. Это не пустая вежливость, это скорее демонстрация главенствующего дискурса, а именно — конечности страдания, метафоры «борьбы с болезнью», поэтому Грег не готов принять «капитуляцию» Рейчел перед болезнью. Другая сторона метафоры борьбы — это утрата надежды, поражение.

Сама тема проигрыша табуирована в современном западном обществе, считается дурным тоном напомнить о том, что человек смертен и из этого правила нет исключения. Грег очень смущается, когда в шутку предлагает Рейчел притвориться мертвой в случае неприятного разговора. Но Рейчел благодарна ему за эту непосредственность и честность.

Чуть больше, чем просто физическое страдание

Но что такое болезнь? Сводится ли она лишь к физическому недомоганию? Каким субъективным смыслом она наделена для человека? В фильме наиболее ярко видны следующие значения и смыслы болезни: болезнь ограничивает деятельность и привычный образ жизни, болезнь как приближение смерти, болезнь как вынужденное исключение из привычного круга общения, болезнь как героизм, преодоление (все вокруг восхищаются мужество девушки, ее стойкостью), болезнь как ощущение одиночества, непонимания, болезнь как переживание потери привычного облика, красоты (хотя Рейчел и говорит, что никогда не считала себя красавицей, потеря волос во время химиотерапии становится для нее серьезным ударом).

Olivia Cooke as "Rachel" in ME AND EARL AND THE DYING GIRL. Photo coutesy of Fox Searchlight Pictures. © 2015 Twentieth Century Fox Film Corporation All Rights Reserved

Некоторые равнее?

Хоть освещение проблем социального неравенства и не входит в задумку автора, мы видим трех совершенно разных подростков: Грег — единственный ребенок из полной семьи, представитель среднего класса, Рейчел — еврейка, которой воспитанные в христианской традиции одноклассники из самых лучших побуждений гарантируют спасение души, несмотря на ее национальную принадлежность. Рейчел воспитывается матерью-одиночкой, Эрл — афро-американец, проживающий в довольном опасном районе, о его родителях мы ничего не знаем, но, вероятно, старший брат, постоянно прохлаждающийся на крыльце своего дома, играет важную роль в жизни Эрла. Примечательно, что Эрл фигурирует в истории без фамилии. Также примечательно, что проблемы выпускного и выбора колледжа волнуют только «белых» членов общества.

В ходе анализа были использованы работы П.Б. Ганнушкина «Клиника психопатий», М.Е. Бурно «О характерах людей», «О происхождении характеров, сила слабых и помощь при дефензивности», П.В. Волкова «Психологический лечебник: Разнообразие человеческих миров. Руководство по профилактике душевных расстройств», Михеля Д.В. «Медицинская антропология: фокусируясь на здоровье и болезни», Готлиб А.С. «Субъективные смыслы болезни, их реализация в отечественных медицинских практиках: опыт эмпирического анализа».

comments powered by HyperComments