Мастерами кунг-фу не рождаются

Тема героя является излюбленной в школьных сочинениях по литературе. Одни герои, назовем их «эталонными», демонстрируют полагающуюся им решимость, целеустремленность, бесстрашие и благородство, добиваясь намеченного и преодолевая все возможные препятствия и преграды на пути (как, например, в приключенческих романах Ж. Верна, А. Дюма, Ф. Купера и др.). Другие же, как будто незначительные и даже где-то смехотворные, также одерживают победы, несмотря на то, что их мало что роднит с «эталонными» (например, Маленький Мук В. Гауфа или Иванушка-дурачок из русских народных сказок).

4

Советы родителям:

1. Для того, чтобы использовать потенциал современного кино не только для развлечения, а с развивающей целью, советуем пересматривать вместе с детьми любимые кинофильмы и мультфильмы, задавая вопросы: «На кого из персонажей, тебе кажется, ты похож больше? Что общего у тебя с ним? Какие сильные стороны у этого героя? В каком деле и как лучше их применить в жизни? Какие слабые стороны ты видишь?» и т.д.
2. Если Вы действительно хотите лучше узнать себя, своего ребенка, своих родных и окружающих людей, всматривайтесь не столько в сюжетную линию фильма, сколько в особенности личностей киногероев, их характеров, проблем, переживаний, способов реагирования в трудных ситуациях и т.д.
3. Одним из возможных путей самопознания в наши дни может стать обращение к разно характерным персонажам кино с целью подметить общие с кем-то из них сильные и слабые качества.
4. Характер не является приговором. Каждый человек способен найти свое предназначение согласно силе и слабости своего характера.

2

Каким должен быть настоящий воин-герой?

Мультфильм «Кунг-фу панда» дает возможность рассмотреть воинов-героев разных характеров. Наисильнейший и авторитетнейший Мастер Угвэй (черепаха) проводит время в медитативном созерцании, ища пути просветления через общение со Вселенной, дающей, по его мнению, энергию и силу. Угвэй склонен к философствованию и его изречения наполнены глубоким смыслом: «Случайности не бывают случайны», «Тот, кого я выберу, принесет мир и покой не только в долину, но и в твою душу», «Вселенная послала нам Воина Дракона» и т.д. Мироощущение Угвэя идеалистично, а смерть является лишь переходной ступенью из одного мира и состояния в другое. Такие особенности в реальной жизни имеют люди аутистического (шизоидного) склада.

Совсем другими предстают перед нами Мастер Шифу, Тигрица, снежный барс Тай-Лунг. Воины этого склада достигают совершенства в боевом искусстве через упорные тренировки, постоянное преодоление себя. Они беспощадны, как к себе, так и к другим, стремятся к власти, прямолинейны и бескомпромиссны. От них как бы исходит волна всегдашнего эмоционального напряжения, раздраженности-сердитости. Они подвержены гневливым вспышкам, доходящим в некоторые моменты до состояния т.н. «слепой ярости». У Шифу и Тигрицы, отстаивающих Добро, гнев – праведный и справедливый, у Тай-Лунга, стоящего на стороне Зла, вероломный и разрушительный. Это еще раз подтверждает утверждение о том, что «характер не бывает хорошим или плохим» (Бурно М.Е.), личность осуществляет свой выбор в пользу Добра или Зла. Люди данного склада – это обладатели авторитарно-напряженного характера (эпилептоиды).

Совсем не похож на философствующего Угвэя или на прямолинейно-агрессивных Шифу и Тигрицу главный герой мультфильма, панда по прозвищу По. Трудно найти, на первый взгляд, персонажа, менее подходящего под звание Воина Дракона, чем По. Он сам признается: «У меня нет ни когтей, ни яда, ни крыльев…». Он отягощен многими килограммами избыточного веса, не тренирован, ленив, неловок, не уверен в себе, склонен к обжорству. Воспитывается приемным отцом (гусем) с идеей о жизненном предназначении в качестве держателя «Лапшичной». Только в сновидениях По предается фантазиям о своем пути воина: «Он один мог сражаться с целой армией», «Еще никогда панда не внушала такой ужас и такую любовь» и т.д. Отметим также, что По – общителен и доброжелателен, обладает хорошим чувством юмора, может посмеяться над самим собой, способен найти дорожку к сердцам окружающих, даже, если они негативно настроены по отношению к нему. Он весел и не унывает даже в самых сложных и трагических обстоятельствах. По не стремится к власти, а скорее претворяет в жизнь надежды, возложенные на него другими. Он способен на искреннюю теплую душевную привязанность, которая и заставляет его в конце концов противостоять в поединке снежному барсу. Особенности, присущие По, имеют люди синтонного (циклоидного) характера.

Как видим, на примере данного мультфильма можно порассуждать с ребенком о каждом из перечисленных характеров, о его силе и слабости, о том, чем они отличаются, и как каждый из обладателей определенного склада идет по своему жизненному пути и т.д.

3

Изменение порождает изменения

По — сын гусака, лапшичных дел умельца,
Во сне и наяву мечтал лишь о Кунг-фу.
Вдруг случай неслучайны решил его судьбу:
В нефритовый дворец влетел наш молодец.

С Неистовой пятеркой из зала в зал бредя,
Путь Воина Дракона шел По не находя.
Сомненья и тревоги обуревали По,
Никчемный жалкий мишка, практические никто.

Впадал он в размышления: «А может бросить всё?»
Болит все тело, ломит, не любит здесь никто.
Под пыткой тренировки не ждет его успех,
В очередной раз рухнул, и рассмешил лишь всех.

Но Шифу мастер строгий, сумел помочь ему,
И показал медведю доступный стиль кунг-фу.
Как опытный учитель, понять он смог юнца,
Сменил свой стиль ученья и пробудил бойца.

От злобности Тай Лунга решил бежать наш По,
Никчемный жалкий мишка, практически никто.
Отец был рад сыночку, раскрыл ему секрет:
«Секретного ингредиента в лапше и вовсе нет».

Все циклы изменений прошел наш Панда По,
Сразился с Тайем Лунга и больше не никто.
Путь Воина Дракона теперь для По открыт,
Гордится им папаша, и мастер не сердит.

Сумел По доказать всем, а главное себе,
Достичь возможно многого наперекор судьбе.

Данный мультик, и стихотворение, написанное по его мотивам, является наглядной иллюстрацией спиральной модели изменений. На пути к своей цели — стать Воином Дракона По проходит через сопротивления изменениям (А есть ли ему место в храме с другими воинами? А не лучше ли вернуться к отцу в лапшичную?), пытаясь сохранить старые поведенческие паттерны. Вероятно, если бы По не попал в нефритовый дворец, то его собственной силы воли не хватило для прохождения всего пути. На этом этапе мишки-панды нередко деморализованы.

Следующий этап — размышления, на этом этапе По уже знает, какова его конечная цель, но еще не вполне уверен стоит ли к ней идти.

Подготовка — для По выражалась в его попытке сесть сразу на шпагат, столь резкие изменения не всегда могут быть полезны, а в случае физической подготовки и просто травмоопасны. На данном этапе было бы благоразумнее чуть больше времени отвести на планирование. Но панды, видимо, весьма несдержаны.

Действие — здесь подготовкой По вплотную занялся мастер Шифу, что и дало столь значительный прогресс в столь короткие сроки. Этот этап требует наибольшего вложения сил и времени.

Отвлекаясь от модели изменения, хотелось бы отметить педагогический примем, которым столь успешно воспользовался мастер Шифу: он начал работать в поле интересов своего ученика. Вместо того чтобы безуспешно гонять панду по полосе препятствий, в надежде, что он, когда-нибудь ее пройдет так же уверено как и другие его ученики, Шифу обучает По приемом играючи. Сам того не понимая, в погоне за очередной пельмешкой По становится гибче и сильнее.

Предпоследним этапом является сохранение изменений. Нередко панды, решившие кардинально изменить свою жизнь, срываются и возвращаются к старым дурным привычкам (сбегают, например, с поля боя). Очень важно на этом этапе помнить о своей конечной цели и заручиться поддержкой близких.

И, завершение, теперь старые соблазны теряют свою привлекательность, пути назад нет, и По готов справиться даже с Тай Лунгом.

В ходе анализа были использованы работы Дж. Прохазка, Дж. Норкросс, Карло ди Клементе «Психология позитивных изменений», М.Е. Бурно «О характерах».

comments powered by HyperComments