Взгляд консультанта на то, на чем строится «удачный» брак во многом определяет, как он будет работать с парой. Психотерапевт может исходить из допущения, что важнее всего индивидуальные особенности партнеров, или же делать акцент на взаимодействии внутри семейной системы. Так же возможен подход, в рамках которого психолог создает такие условия, чтобы человек смог занять активную позицию относительно своей жизни и конструировать предпочитаемые на данный момент версии себя.
Анна
Фотограф Анна – элегантная, милая, доброжелательная, любвеобильная. Кажется, что она не может существовать без влюбленности, заботливого участия или напряженной страсти. К ней вполне подходят слова А.П. Чехова: «Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого». Анна – олицетворяет собой теплую, мягкую женственность с яркой чувственностью. Она – воплощение естественности и жизнелюбия. Именно таковы в жизни синтонные женщины. Про таких людей профессор М.Е. Бурно пишет: «Сангвиник (циклоид)… живет прежде всего своими влечениями-ощущениями-настроениями». Именно этим объясняются остро-чувственные отношения Анны с Ларри и Дэном. Сангвиники обладают практическим складом ума и реалистическим (материалистическим) мироощущением. Фотографическое творчество Анны – реалистично и наполнено также, как и искусство других людей данного склада (А.С. Пушкин, А. Дюма, А.Н. Островский, О. Ренуар, Ч. Чаплин и др.), «чувственными людскими переживаниями» (по Бурно М.Е.).
Элис
Совсем другой представляется юная героиня Элис. Очень яркая, по-детски живая, не по-детски кокетливая и соблазнительная, играющая разные роли, со своими избранниками, окружающими, да и с самой жизнью. Что мы знаем о ней? Немного, да и то, что знаем пропитано ее фантазийной выдумкой и лживостью. За внешней непосредственностью скрывается расчетливость и эмоциональный холодок. А за желанием нравиться — демонстративность и поза, выставляющее поведение, доходящее временами до грубо возбуждающего. О таких «Элис», видимо, строки Шарля Бодлера:
Как лебедь белая, — и с сердцем изо льда, —
Я – Сфинкс непонятый, царящий в тверди синей…
Перед нами — характерные черты истероидного (демонстративного) склада. Притворство и неискренность Элис, постоянная смена масок, театральность – лежат в основе ее поведенческого репертуара. Именно о таких людях Карл Ясперс писал: «…стремление казаться больше, чем это на самом деле есть». То перед нами несчастная жертва транспортного происшествия, то милая и беззащитная девушка, то чуть ли не воровка, бесстыдно капающаяся в вещах незнакомого человека, то опытная, «обезоруживающая» женщина, то – звезда стриптиза, то страдающая и убитая горем невинность. При этом все чувства героини — с надрывом, патетикой, экзальтацией. Элис играет в жизнь, в чувства, в любовь. Иногда заигрывается, ведь трудно предсказать, чем обернется ее следующее падение под автомобиль. М.Е. Бурно о мироощущении демонстративных говорит: «…оно декоративно…. в соответствии с возможностью восхитить, удивить или даже разозлить зрителей, читателей, которыми для такого человека становятся, в сущности, все окружающие его люди и даже он сам». Демонстративные личности эгоцентричны. Этим, так же, как и их природной душевной незрелостью, объясняется поверхностность мышления, его субъективизм, общее легкомыслие. Сама Элис знает, что она – не слишком интересная личность: «Я кажусь забавной, но со мной скучно…». В сложных для себя ситуациях демонстративные личности склонны к вытеснительным защитам, когда неприятное событие как бы изгоняется из сознания в бессознательное (пример главной героини романа «Унесенные ветром» и ее любимой фразы: «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра»). Что-то похожее происходит и с Элис, спокойно и уверенно перешагивающей очередные взаимоотношения и расставания…
Дэн
Мужские кинообразы представляют нам возможность поговорить еще о двух, не менее интересных человеческих характерах. Дэну — писателю некрологов — можно было бы адресовать слова Александра Грина: «Море и любовь не терпят педантов». Дэн – образец педантичного характера. Внутри характера заложены формализм и скрупулезность, которые позволяют подобному человеку изо дня в день делать повторяющуюся и малоинтересную работу, не требующую творчества и души, не испытывая особенного дискомфорта. Согласимся, что совсем не каждый журналист или писатель может служить в отделе написания некрологов. Описывая свою работу, Дэн спокойно сообщает о ее рутинности и даже шаблонности. При этом он сам не страдает от скуки и однообразия. Люди-педанты – приверженцы установленных правил и внешнего порядка, законопослушные и, на первый взгляд, добропорядочные. Хорошие исполнители и прекрасные коллекционеры. В основе характера лежит изначальная природная тревожность со склонностью к навязчивостям (ананказмам). Именно навязчивым является желание Дэна во что бы то ни стало узнавать все мельчайшие подробности интимных встреч своих возлюбленных. Обжегшись на этом однажды (с Анной), он не выносит урока, и в другой раз уже с Элис, ситуация повторяется. Можно сказать, Дэн «наступает на одни и те же грабли». Это и понятно, именно людям педантичного склада так трудно устоять под влиянием навязчивого стремления, побуждения. Даже осознавая всю несообразность, неуместность, неправильность и чуждость навязчивости, педант успокаивается лишь тогда, когда выполняет определенное действие, ритуал.
Ларри
И, наконец, доктор Ларри. О таких, как он, говорят: «Они начинают мстить раньше, чем их успели обидеть». Действительно, в Ларри постоянно присутствует напряжение, готовность к бурной аффективной вспышке. Раздражительность быстро сменяется негодованием и злостью, а те, в свою очередь, гневом и яростью, в которых Ларри становится пугающим для окружающих людей. Напряжение присутствует и в его страстных влечениях, и в его привязанности к Анне. Другой характерной чертой людей данного авторитарно-напряженного характера является категоричность и прямолинейность. Именно благодаря им, Ларри без обиняков и чувства вины признается Анне в своем адюльтере с проституткой. Соперник Ларри — Дэн не может вызвать уважение у доктора. Авторитарно-напряженные люди способны уважать лишь сильного противника. Дэн – слишком мягкотел для этого, поэтому и становится жертвой мстительности. Мстительность Ларри – безнравственна, он не гнушается добить и растоптать уже поверженного и страдающего. С Анной он действует похожим образом, ведь для таких людей «цель оправдывает средства».
Как видим, некоторые, возможно, на первый взгляд, даже странные поступки и высказывания, находят свое объяснение в характерологических чертах конкретного персонажа. Напомним, что нравственный выбор личности – не является запрограммированным тем или иным характером. В любом характере человек имеет возможность осуществить свой нравственный выбор в сторону Добра.
«А может все было наоборот»
В рамках нарративного подхода, принято считать, что люди в разных отношениях могут быть разными. «Находясь в социальном контексте и сам являясь частью этого контекста, человек идентифицирует то, что для него важно или, что он ценит, то, на что он хочет надеяться или к чему стремится, и таким образом идентифицируется с этим, вписывая это в конструируемую им в сотрудничестве с другими версию себя — идентичность». (Е. С. Жорняк)
Создавая условия для конструирования предпочитаемой идентичности, нарративный консультант стремится к тому, чтобы неизбежный вклад социальных контекстов стал виден, учтен и доступен обсуждению и влиянию человека. Многие проблемы, с которыми могут сталкиваться пары, существуют только в контексте каких-то популярных на сегодняшний день идей, о том, что нормально и как должно быть.
Давайте рассмотрим идеи, влияющие на отношения, представленные в фильме «Близость».
Любовь с первого взгляда
С первых кадров фильма зрителю дается понять, что такое «любовь с первого взгляда». В серой толпе Дэн видит Элис — яркую молодую женщину, которая немедленно отвечает на его заинтересованный взгляд. Что-то подобное мы видим и при общении Дэна с Анной на фотосессии, как говорится, «между ними пролетела искра». Данное явление показано подчеркнуто свернутым ритуалом соблазнения — прямой взгляд в глаза, требование «подойди» и, вуаля, между Дэном и Анной завязался роман.
Сама по себе идея романтической любви не нова, и каждый из нас легко сможет вспомнить с десяток художественных произведений, в которых так или иначе обыгрывается это событие. Как эта идея может влиять на отношения? Например, человек может считать, что отношения, начавшиеся только вот с такой искры, являются «нормальными», «настоящими», некоторым же просто может хотеться «любви как в кино». Свои же отношениями с партнером могут представлять недостаточно страстными, скучными.
Девичий стан шелками схваченный…
Кроме того, подобные сцены предписывают женщинам и мужчинам, как они должны себя вести, как выглядеть. Во встрече Дэна и Лис обращает на себя внимание ее юность, яркая внешность. Благодаря таким не хитрым приемам тиражируется ценность вечной юности и определенного вклада в свой внешний вид, ведь только такие женщины выделяются из толпы. Эта идея подтверждается и в высказывании Анны о причине развода: «Что произошло? — Нашел помоложе».
Мачо vs слабак
Так же видна идея, что внешний вид мужчины не столь принципиален, но от него должно веять уверенностью. Если мужчина не уверен в себе, то он вряд ли продолжит свой род. Тему «мачо» в полной мере раскрывает Ларри. Физически сильный мужчина, с грубыми чертами лица, с зашкаливающим либидо. Такой альфа-самец постоянно в поиске, он не гнушается ничем, чтобы получить желаемое. Как, наверное, понятно, такие идеи могут быть выгодны для продажи тренингов по повышению уверенности, но не будут полезны, если все проводимые вами сравнения с «идеалом» не в вашу пользу.
Вместе с тем Ларри — воплощение «добытчика» — доктор с успешной частной практикой, в то время как Дэн штатный сотрудник «отдела умерших талантов». Традиционность ролей также прослеживается в навязчивом стремлении женщин как Анны, так и Элис суетится на кухне в момент появления мужчины в доме — «хранительница домашнего очага».
Хранительница очага
Вместе с тем роль «хранительницы» переплетается с предписанием быть успешной — Анне — это удается, она успешный фотограф. Элис же работает то стриптезершой, то официанткой. Подобный образ жизни «нормальным» может быть только, если он временный, о чем и спрашивает Анна Элис при первой встрече. Отрицательный ответ девушки явно озадачил модного фотографа. Наряду с «сильной независимой» женщиной существует идея о том, что в женщине должна быть загадка, она должна быть ранима, «люблю в тебе твои страдания».
Таким образом, на консультанта и на клиентов одновременно влияет очень много разнообразных, зачастую противоречащих друг другу идей и предписаний. Многие из них носят характер долженствования и может казаться, что только так правильно и нормально. В погонях за иллюзорной нормальностью, которая в современном обществе меняется постоянно, очень легко потеряться и не найти своей предпочитаемой идентичности в отношениях с любимым человеком.
В ходе анализа были использованы работы М.Е. Бурно «О характерах людей», П.Б. Ганнушкин «Клиника психопатий», К. Ясперс «Общая психопатология», статья Е. С. Жорняк «Нарративная терапия с парами».
comments powered by HyperComments