Особенный…
Зеленый, волосатый, ест несъедобное, склонен к аффективным вспышкам и формированию сверхценных идей, обидчив, злопамятен. Психологические защиты – не совершенные, свойственные незрелой психике: отрицание, замещающее фантазирование. Физически силен, изобретателен, парадоксален, не зависим от мнения окружающих. Таков Гринч с горы Крампет. Сначала – особенный ребенок, потом – не менее особенный взрослый.
Не злой злой
Встреча с Гринчем в его владениях не сулит ничего хорошего тем немногим храбрецам, которые ищут приключений. Большинство горожан давно уже поняли, что Гринч – монстр, которым пугают непослушных детей. Он – квинтэссенция всего злого и неправильного в Ктограде. При этом с первых же минут знакомства с ним возникает скорее чувство жалости, обойденности и несправедливости. За демонстративно-самоуверенными выпадами и фразами скрывается совсем другой образ. Чего стоят диалоги Гринча с эхом или его утверждения, похожие на формулы позитивного самовнушения (аутосуггестии): «У меня и здесь найдется прекрасная компания» или «Я выиграл, я – первый во всем!». Вместе с его ежевечерним прослушиванием устройства автоответчика в надежде услышать хоть чей-то голос, эти фразы – скорее свидетельства гиперкомпенсации и попытки справиться с одиночеством, изоляцией, с конфликтом ранимого самолюбия и чувства собственной неполноценности (дефензивность по Бурно М.Е.). Сказочно-гротескные аутоагрессивные действия (бой литаврою по голове) по определению самого Гринча служат определенной цели — «заглушить дурацкие воспоминания», болезненные воспоминания, связанные с травлей и неприятием со стороны сверстников. К таким же действиям прибегают в действительности дети и подростки, которые, проживая в хронической психотравмирующей ситуации (например, в неблагополучной семье с различными формами насилия) реагируют на это в первую очередь поведенческими отклонениями. В таких случаях довольно часто идет речь о т.н. патохарактерологических реакциях.
В формировании характера Гринча (скорее всего, по природе, замкнуто-углубленного) участвуют не только его врожденные конституциональные качества, своеобычность, замкнутость, погруженность в свой внутренний мир, но и психогенные факторы: недружелюбное отношение одноклассников, их насмешки, неприязнь. Вместе же эти факторы вызывают в Гринче стойкую напряженность. Многолетнее добровольное отшельничество скрашено присутствием единственного друга – собаки Макс. Формирующийся под влиянием психотравмирующей ситуации, замкнуто-углубленный характер, обретает некоторые черты патохарактерологического формирования (развития) личности по типу «сверхценного шизоида». По мнению М.Е. Бурно и Н.Л. Зуйковой, такие люди замкнуто-углубленного характера склонны к:
- аффективно окрашенной мнительности,
- обидчивости,
- постоянным подозрениям, что их мнение игнорируют,
- бескомпромиссным суждениям и поступками, порой к открытой враждебности.
«Острая обида и память о том, что к ним относились несправедливо, ранят их душу на долгое время и мешают нормально жить» (Бурно, Зуйкова).
«Дежурные подарки»
Идеи Гринча идут вразрез общепринятым установкам, находя созвучие с бесхитростными детскими мыслями Синди, грустно взирающей за подготовкой к празднику. Гринчу ненавистны внешние атрибуты рождественского праздника, сведенного в фильме к лихорадочной гонке за подарками, украшениями, скидочными ценами и т.д. Согласимся, что просто термин Рождество, без упоминания главного, что это Рождество Христово, выхолащивает праздник и делает его безликим. А ведь суть его для людей верующих – это духовное содержание, Рождество Спасителя.
Кому неизвестны т.н. «дежурные» или «плановые» подарки сотрудникам, начальникам, учителям, просто знакомым к Новому году, 23-му февраля, 8-му марта?.. Вспоминается блестящее описание Тэффи (Н.А. Лохвицкой) в рассказе «Предпраздничное»:
«…приказчик предупредительно осведомится:
— Для вас прикажете или для подарков?
И, узнав, что для подарков, будет предлагать совсем особого качества товар.
Товар это изготовлен на самой тонкой психологии.
За выработкой материала наблюдают специалисты, знатоки души человеческой.
Для подарка – значит, нужно, чтобы было красиво и имело вид дорогого, потому что нужно вызвать в «одаряемом» радость и благодарность.
Для подарка – значит, не для себя, значит, платить хочется подешевле, и забота о доброкачественности покупаемого отсутствует вполне».
Кому и зачем такие подарки, которые в фильме обретают свою вторую жизнь на мусорной свалке горы Крампет?.. Взгляды Гринча и Синди на существо праздника неожиданно сходятся. Мы не видим доброжелательно открытой синтонности или естественного сочувствия Гринча к усилиям девочки, которая всей душой жаждет освободить его из добровольного заточения. Что также свидетельствует в пользу замкнуто-углубленного характера. Как пишет Бурно М.Е.: «В отношениях с шизоидом обычно ощущается некое прозрачно-невидимое стеклышко, пролегающее между ним и собеседником и нарушающее живую естественность отношений». Скорее именно родство идеи — дает второй шанс Гринчу стать полезным и нужным, в чем-то раскрыть глаза обществу, помочь прочувствовать глубину праздника.
В ходе анализа были использованы работы «Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением» под общей редакцией М.Е. Бурно, М.Е. Бурно «Замкнуто-углубленные характеры (шизоидные психопаты) в эл. журнале «Психопатология и аддиктивная медицина», №2 (июнь) 2016 г., В.В. Ковалев «Психиатрия детского возраста», Надежда Тэффи «Предпраздничное»
comments powered by HyperComments