«Хочу самоцветных камушков, хочу наряжаться»

Классическая русская литература подарила нам чудесные и тонкие по своему портретному сходству с определенным видом характера, описания «русалок».

Л.Н. Толстой в сказке «Русалка» так описывает свою героиню:

«…русалка просыпалась, клянчила то леденцов, то янтарную нитку. Или еще выдумала:
— Хочу самоцветных камушков, хочу наряжаться».

Или:

«И за самое сердце укусила зубами русалка старого деда – впилась…»

А вот как М.Ю. Лермонтов описывает русалку в одноименном стихотворении, сообразно народным сказаниям, стремящейся к земной любви и одновременно не способной к ней, заманивающей и губящей:

«И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны…

Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз…»

А.П. Чехов в рассказе «Ариадна» передает так оттенки «русалочьего» характера:

«Она была ласкова, разговорчива, весела, проста в обращении, поэтично верила в бога, поэтично рассуждала о смерти, и в ее душевном складе было такое богатство оттенков, что даже своим недостаткам она могла придавать какие-то особенные, милые свойства».

Или в другом месте:

«В ней уже сидел бес, который день и ночь шептал ей, что она очаровательна, божественна, и она˂…˃воображала себя в будущем не иначе, как очень богатою и знатною, ей грезились балы, скачки, ливреи, роскошная гостиная, свой salon и целый рой графов, князей, посланников, знаменитых художников и артистов, и все это поклоняется ей и восхищается ее красотой и туалетами…».

Как видим, все эти «русалки» — довольно капризные и эмоционально холодные создания. Все они – обладательницы истероидного (демонстративного по Бурно М.Е.) характера.

Что может помочь:

Когда в семье растет ребенок с демонстративными чертами характера, родителям хорошо бы понимать, как, направляя, поощряя и вдохновляя, помочь своему чаду реализовать свои сильные стороны, не усугубляя слабые:

1. Стремление малыша быть всегда на виду может пригодиться для выступлений на утренниках и других детских торжествах. Театральная, танцевальная студия или кружок также дадут возможность «показать» себя. Занятия вокалом и исполнение эстрадной музыки могут быть по душе детям постарше и подросткам.

2. В отношениях с братьями и сестрами «русалочки» могут проявлять свой «дар» к манипулированию другими людьми. Поэтому родителям нужно хорошо взвесить, кого и за что наказывать в случае сиблинговых ссор. Демонстративная сестра/брат может потихоньку, исподтишка выводить из душевного равновесия авторитарно-напряженного или синтонного родственника, а дальше также украдкой «подставляет» его разбушевавшегося — родительскому гневу.

3. У детей и подростков, как защитный механизм и одновременно как проявление эгоцентризма, часты истерики и упрямство. Родителям не нужно поощрять капризные требования ребенка, лучше сразу дать понять, какое поведение – приемлемо, а какое – не приведет к желаемому результату.

4. Стремление девочек-подростков с истероидными чертами проявлять свою женственность исключительно через яркие, модные, откровенные наряды и вызывающее поведение, можно перенаправить в более адаптивное и творческое русло: изучение истории моды, костюма, биографий модельеров, рисование и шитье своих моделей и т.д.

5. Мечта о блеске (как в рассказе «Ариадна») при холодноватой эмоциональности нередко выливается в поиск «богатых женихов». Среди т.н. «охотниц за кошельком» демонстративные – в первых рядах. Чтобы уберечь свое чадо от опасностей и разочарований такого жизненного пути желательно воспитывать с раннего детства девочку в русле хозяйственной домовитости, которая при любых перипетиях поможет «свить свое гнездышко» и не остаться «у разбитого корыта» (рюшки, кружева, яркие цветочные орнаменты, стиль бидермейер здесь могут понравиться).

Для пытливых умов

Русалка в мультфильме — особа истероидного характера. Он (также, как и синтонный, замкнуто-углубленный, авторитарно-напряженный) проявит себя уже на первом году жизни ребенка. Кризис 3-х лет с уверенностью подтвердит, что в семье растет «актер/актриса» (как часто родители называют такого малыша). Ядро истероидного (или по М.Е. Бурно – демонстративного) характера содержит обязательно следующие черты: склонность к позированию, эгоцентризм, красочную чувственность. В основе данного характера лежит психическая незрелость, которая сохраняется до глубокой старости. Именно такой предстает героиня мультфильма – по-детски непосредственная, игривая, легкомысленная. Главной психологической защитой является вытеснение, которым можно объяснить непродуманную игру с опасностью, столь характерную для демонстративных личностей (вспомним хотя бы сцену гибели Гавроша). Какой была обиженная барином девушка в своей первой жизни, мы не знаем, но вот в облике русалки – она холодноватая, соблазнительная и эгоцентричная. Такая, как и другие демонстративные личности.

«А может все было наоборот»

Из всех сказочных принцесс маленькая русалочка Г.Х. Андерсена всегда была моей любимицей. Несмотря на внешнее сходство, её история не имеет ничего общего с судьбой мстительного духа, придуманного славянскими народами. И лишь по воле переводчиков датская морская дева (mermaid) стала близкой родственницей восточноевропейской русалки.

Русалки, чаще всего, это молодые девицы на выданье, добровольно или по случайности утонувшие, раздираемые изнутри чувством мести за свои погубленные жизни.

Месть — ответная реакция на ранее нанесенные обиды, оскорбление, ущерб, и нередко становится мотивов для совершения преступления. Давайте познакомимся с Местью поближе.

Есть что-то магическое во власти Мести над людьми. Эрих Фромм предполагает, что месть — это своего рода способ искупить совершенное зло, а каждый человек движим врожденным чувством справедливости. «И, хотя человек порой не может противиться злу и страдает, но в своей жажде мести он пытается вытеснить это зло, избавиться от него, забыть, что ему когда-то был причинен вред». По-видимому, делает вывод Фромм, такие корни имеет и зависть. В случае Русалки — это зависть к молодой невесте, которая заняла ее место. По мнению Фромма, чувству мести наиболее подвержены т.н. нарциссические персоны, у которых даже малейший ущерб поднимает бурю негативных эмоций.

Человек берется вершить правосудие, когда надежды больше не остается, нет больше веры в авторитеты. Русалка прыгает с обрыва. Законы людские больше не имеют над ней силы.

Месть завладела жизнью Русалки и оказывает свое тлетворное влияния на мысли, чувства, взаимоотношения нашей героини: «Кому ты теперь нужна?!», «Никому нельзя верить», «Позор, как ты дома теперь появишься?!», «Ишь ты, губу раскатала, за барина замуж собралась, дура!». В этом многоголосии слышатся и Ревность, и Ненависть к себе, и обычаи предков, которые были поруганы. Женщина, находящаяся вне брака, должна был как-то обосновать свое положение, иначе не могла она ни избежать презрения, ни рассчитывать хотя бы на снисходительное отношение к себе.

Месть так сильна, что по сути от девушки ничего и не осталось, лишь пустая оболочка, заполненная слезами Обиды и осуждающими голосами. Месть слепа, и ей безразлично, на кого обрушить всю эту боль. Она обещает измученной душе, что только так она обретет покой. Месть нашептывает Русалке: «Очаруй, уболтай, затащи парня на середину озера, твоя жизнь кончена, что же другим радоваться». Как будто и природа на стороне Мести. Месть то льстит, то угрожает и идет до конца, стараясь разрушить как можно больше жизней.

В ходе анализа были использованы работы Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности», М.Е. Бурно «О характерах людей»; рассказы А.П. Чехова «Ариадна», Л.Н. Толстого «Русалка», стихотворение М.Ю. Лермонтова «Русалка».

comments powered by HyperComments