Все средства хороши

Франция, наши дни. Из своего офиса вышел преуспевающий агент по недвижимости Джо. В приподнятом настроении он мчится в свой шикарный загородный дом для финального сражения с соседкой Бланш.

yz

И вот, что было дальше,
Оскорбив коллег и подчиненных,
Любовницу и продавца,
Нарцисс наш самовлюбленный
Готов сжить бабушку с Земли лица.

В колодец он спустился смело,
Воды приток забил тряпьём,
Взор поднимает в голубое небо,
Доволен всем, весь мир его, а он – Наполеон.

Но ветхой оказалась связь,
Что с миром внешним соединяла,
Ступенька — хрусть, веревка – хрясь,
И дно колодца его принялО.

Но не из трусов наш герой,
Он победитель, он лихой,
Он не сдавался и не ныл,
Пытался вылезти, пока не выбился из сил.

Устал, но рассуждая трезво,
Себя он так увещевал:
«Найти себе не могут место
Мои коллеги и друзья,
Вздремну, а утром на рассвете
уже на встрече буду я».

Проходит день, за ним другой,
В колодце темном и сыром,
Сидит наш гордый господин
И видит выход лишь один —
С каргою дружбу завести
И убедить его спасти.

Старуха – вроде терапевт,
Как будто-то с ним, а вроде нет,
Без осужденья принимает,
На мысли верные толкает.

Такой вот интенсивный курс,
И быт в колодце примитивный,
Помог создать иной дискУрс,
Наладить диалог интимный.

Настиг инсайт на грани смерти,
Сознанья путаный поток,
Все осознал, просил поверить,
Надеж последних чах росток.

Старуха вмиг помолодела,
За помощью бежит скорей,
Но вид ее уж столь ужасен,
Что распугал он всех людей.

Старуха из последних сил
Очистила воды источник,
Герой наш сразу вверх поплыл
И вскоре вылез он и точка.

Но сей урок он не забыл,
С людьми стал вежлив, между прочим,
Бабулю эту приютил,
И занят воспитаньем дочек.

yz2

Вглядимся в образ главного персонажа Джо. Преуспевающий делец средних лет, достигший благосостояния не мудреными, но достаточно эффективными средствами: полным подчинением себе и своим интересам своей немногочисленной «команды» в виде секретарши и трех служащих, а также собственно бессовестными ухватками самоуверенного прощелыги продавца недвижимости. В отношениях со своими подчиненными проступает образ властолюбивого, знающего себе цену, прямолинейно категоричного, вплоть до безапелляционности, начальника. Джон не выбирает средств для достижения своих целей, готов смести с пути, кого угодно.

Данные характеристики без труда укладываются в так называемый авторитарно-напряженный (или эпилептоидный) характер, напомним, что характер не может быть плохим или хорошим, нравственным или безнравственным, свой выбор делает каждый человек вне зависимости от характерологии. В отношении Джона и его выборов правдива поговорка: «Бью челом, добиваю кирпичом», за улыбающейся общительной внешностью скрывается хищник.

Встреча лицом к лицу с возможной смертью явилась «пробуждающим» переживанием (по Ирвину Ялому) для главного героя. Оказавшись на дне колодца, в самом начале Джо идет своим привычным путем, пытаясь обмануть, потом подкупить, затем запугать старушку. Время идет, привычные поведенческие паттерны не срабатывают. Голод, холод, болезнь, страх смерти делают свое дело, Джо меняется, он вступает в эмоциональный контакт со старухой, и тут же, как по волшебству, получает от нее поддержку и помощь. Переживание экзистенциального кризиса перед лицом близкой смерти – вполне очевидно. Выйдя из колодца, у главного персонажа появляется шанс прожить остаток дней согласно силе своего характера, по-доброму опекая тех, кто рядом, сострадая тем, кто в этом нуждается.

Возможна и более метафоричная трактовка данного фильма. Старуха Бланш, как олицетворение Смерти, напомнила человеку, возомнившему себя хозяином жизни, что есть вещи неподвластные ему. Кроме того, Джо, свернувшийся в позе эмбриона в «утробе» колодца и его спасение вместе с прибывающей водой наводит на мысль о рождении. В его случае – втором рождении в прямом смысле, в силу переосмысления и личностного изменения после тяжелой травмы, для людей верующих – рождении души к жизни вечной.

Анализируя переживания Джо, связанные с близостью смерти, мы вступаем на поле танатологии. Элизабет Кюблер-Росс посвятила вопросам умирания много лет своей исследовательской жизни и констатировала, что психическое состояние, заболевшего смертельным недугом, нестабильно и проходит пять стадий:
• Первая стадия — стадия отрицания и неприятия трагического факта.
• Вторая стадия — стадия протеста.
• Третья стадия — просьба об отсрочке.
• Четвертая стадия — реактивная депрессия.
• Пятая стадия — принятие собственной смерти.

Несмотря на краткость истории Джо, возможно проследить элементы данных стадий.

В ходе анализа были использованы работы Э. Кюблер-Росс «О смерти и умирании», М.Е. Бурно «О характерах людей», И. Ялома «Вглядываясь в солнце, или жизнь без страха смерти» и стихи С.Я. Маршака для вдохновения.

comments powered by HyperComments