Мир, в котором нет места нежности

Весной 1962 года в Лос-Анджелесе в доме преподавателя английской литературы Джорджа Фальконера раздался телефонный звонок. Незнакомый голос сообщил, что Джима больше нет, похороны завтра, но Джордж не приглашен, только члены семьи.

16 лет с Джимом, прожитых с одной стороны украдкой, скрывая свои отношения от соседей и коллег, с другой стороны 16 лет, полные безграничного счастья, после которых жизни просто уже и нет. «Последние 8 месяцев просыпаться стало так больно… Осознание, что я еще здесь приходит не сразу».

george1

Что может помочь:

1. По Э. Шнейдману, автору мотивационной теории суицидов, самое общее направление психологической интервенции при работе с человеком, имеющим суицидальные намерения, формулируется следующим образом: «В отношении любого человека с явными суицидальными тенденциями план действий остается одним и тем же. А именно: стоит утолить душевную боль у данного человека, уменьшив его страдания, возникшие в силу фрустрированных психологических потребностей и… его побуждение к самоубийству исчезнет, а стремление осуществить саморазрушение уменьшится».

2. В большинстве случаев, члены семей, пострадавших в результате суицида одного из своих близких, при тщательном опросе вспоминали некоторые высказывания и действия суицидента, которые могли быть распознаны как опасные сигналы: внезапное возвращение долга, раздача вещей, неожиданный телефонный звонок или просьба встретиться, написание писем и т.д.

3. Мысли и высказывания о нежелании жить у подростков далеко не всегда совпадают с истинными суицидальными намерениями. Чаще идет речь о желании «отключить сознание», «заснуть надолго», «сообщить окружающим, в каком отчаянии он/она находится». Это относится к попыткам самоотравления, когда горсть таблеток, по мнению подростка, может помочь «переждать» проблему. Однако недосформированность функции планирования и прогнозирования делает опасными те действия, которые совершаются подростками не с суицидальной целью (например, недоучет действия фармпрепаратов при попытке самоотравления может привести к фатальному исходу).

4. Как и в других сферах психической жизни и поведения, среди подростков сильны реакции имитации. Поэтому при возникновении поведенческих проблем у своего чада, рекомендуем просматривать социальные сети и чаты, в которых подросток проводит время, в том числе, обращая внимание на информацию деструктивного содержания (например, фотографии и комментарии о намеренных самопорезах и т.д.).

george2

Для пытливых умов

Что обычно происходит с человеком через 8 месяцев после потери любимого, самого дорогого человека? Обычно (выделим это слово, т.к. при всей его прозаичности трудно представить человека, не переживавшего подобных потерь, за исключением, пожалуй, малых детей) процесс горевания подходит к этому моменту к своему завершению. Вспомним традиционный год траура в различных культурах после смерти супруга, с обязательным ношением соответствующей одежды, избеганием веселого общества. Оставшийся в живых за это время отделяется от умершего, а тот в свою очередь занимает предназначенное ему место в пантеоне ушедших близких и родных. Дольше тянется горевание в тех случаях, когда уходит из жизни человек, с которым другой находился в психологической зависимости.

А что же с Джорджем? Он страдает бессонницей, кошмарными сновидениями. Его точное выражение: «просыпаться стало больно». Другие очень краткие самоописания: «сердце разбито», «как будто я иду ко дну, нечем дышать», «одеревеневший Джордж». Кроме этого в течение дня по самым незначительным поводам Джорджа «накрывают» воспоминания о Джиме, о счастливых мгновениях их совместной жизни. Воспоминания необыкновенно яркие, заставляющие вновь и вновь переживать былое (flashback в английской терминологии). Джордж ходит на работу автоматически, не получая никакого удовольствия от нее.

С клинической точки зрения

Клинически данная картина соответствует депрессивному расстройству, с многочисленными соматическими симптомами. Начинается оно по реактивным механизмам (т.е. вследствие психической травмы), однако затяжной характер и тяжесть данного состояния, приводящая героя к идее суицида, говорит о том, что депрессия приобретает черты эндореактивной (т.е. присоединяется эндогенный, внутренний компонент). Боль в области груди начинает мучать главного героя по ходу фильма. Мы не знаем, что это за боль в начале, может быть витальная тоска, симптом физически ощущаемой тяжести и боли в груди при тоскливой депрессии, т.н. «камень на сердце». Мы знаем, что в конце фильма – это сердечный приступ.

С точки зрения психологии

Мы видим главного героя на стадии депрессии или острого горя, которой вероятно предшествовали другие стадии (отрицание, гнев, торги). В фильме отражен характерный для горюющих момент отрицания присутствия самого себя в этом мире. Джордж ведет своего рода двойную игру, за эти 8 месяцев он научился быть членом общества, душой оставаясь с Джимом. Но иногда эти миры пересекаются, как например, в сцене с собакой на парковке.
Для стадии острого горя характерны соматические проявления, астения, нарушения сна, отсутствие аппетита и т.д. Именно это бросается в глаза людям, которые встречают Джорджа. Все видят его физическое неблагополучие, но мало кому есть дело до его душевных переживаний.

На этой же стадии могут появляться тяжелые гнетущие мысли: жизнь потеряла смысл и ценность, кажется, что все уже позади, а в будущем – только смерть. Видимо, в один из таких тяжелых моментов, оставшись наедине с самим с собой Джордж и решается на самоубийство.

george3

Суицидальные поведение

Центральное место в истинном суицидальном поведении по теории одного из основоположников современной суицидологии Эдвина Шнейдмана принадлежит душевной боли: «Душевная боль может сгущаться до такой степени, что, кажется, начинает жить своей собственной жизнью…порой в своих глубинах оно скрывает такой избыток боли, что человек, парализованный ею, не в состоянии совершить даже самоубийство».

Тяжелые времена бывают у многих, но к суициду прибегает лишь малая часть человеческого сообщества. Согласно Шнейдману такая ситуация объясняется тем, что не только сама по себе душевная боль, но и нежелание ее терпеть, непримиримость человека с этим страданием влекут за собой суицид.

Суицидальные намерения и планы отступают у главного героя после встречи с новым молодым другом. По всей видимости, происходит некоторое утоление потребностей или появляется реальная возможность их удовлетворить — потребность в близости, интимности, доверительных отношениях, заботе и многих других, оказавшихся фрустрированными после гибели Джима. А с этим и уменьшение душевной боли, чувства безысходности и безнадежности. Появляется надежда на позитивные изменения, на обретение новой привязанности, нового жизненного этапа… «Дары судьбы необходимо ценить», ведь «будущее — смерть».

Не странно ли выглядит гибель главного героя именно в этот момент?

Согласно концепции т.н. «непрямого суицида» американского психиатра Карла Менингера существует бесспорное наличие бессознательного элемента в скрытом саморазрушении человека. К. Меннингер писал о неявных эквивалентах, характеризующих скрытое самоубийство. Относя к «хроническому самоубийству» аскетизм, мученичество, невротическую инвалидизацию, алкоголизм, антиобщественное поведение и психоз. К »частичному самоубийству» — телесные самоповреждения, симуляцию, стремление подвергаться многочисленным оперативным вмешательствам и несчастные случаи с психологической подоплекой. К »органическому самоубийству» Менингер относил определенные психологические факторы соматических заболеваний, например туберкулеза. Все эти проявления, писал К. Меннингер, являются изощрёнными окольными путями, с помощью которых человек укорачивает или обтесывает свою жизнь, делая ее меньше, чем она могла бы быть… Придерживаясь психоаналитических взглядов, Менингер видел основу такого поведения во влечении к уничтожению жизни, называемому «танатос». И до наших дней термин применяется в психоанализе для характеристики любых деструктивных (саморазрушающих) тенденций.

В то же время психосоматический механизм развития сердечного недуга, приведшего к скоропостижной смерти Джорджа, неоспорим. Человек, испытывающий столь тяжкие душевные страдания, не получающий вовсе или получающий неадекватную медикаментозную помощь, находящийся в частичной социальной изоляции, не может не реагировать телесно.

«Моменты абсолютной ясности – на несколько секунд все заглушает тишина, и я не думаю, я чувствую, и все кажется таким настоящим и мир кажется таким юным, словно все, наконец, пришло в порядок, эти мгновения невозможно удержать…»

Проанализировав доступный в фильме материал с разных позиций, позволим себе лишь коснуться темы высоких суицидальных рисков в LGBT – сообществе. По данным Американской Ассоциации Суицидологии (American Association of Suicidology) риск суицида в данной группе значительно выше по сравнению с общей популяцией.

В ходе анализа были использованы работы Э. Шнейдман «Душа самоубийцы», К. Менингер «Война с самим собой» и Ф.Е. Василюк «Пережить горе».

comments powered by HyperComments