«Генералы» и как ими становятся

Образы бразильских детей, брошенных и живущих вне законов общества и морали, созданные более полувека назад, кажется, списаны с наших современников.

Оказавшись по различным причинам за границами «цивилизованного» общества, подростки идут на любые ухищрения, чтобы получить по праву принадлежащее им: еду, кров над головой, любовь и признание, свободу.

Так же становится ясна общая направленность политики в отношении «несовершеннолетних правонарушителей» — изолировать (колонии, специализированные учебные заведения, психиатрические клиники) и по возможности сломить, лишить индивидуальности, встроить в существующую систему.

Несмотря на культ детства, установившийся в педагогике и психологии 20 века, демократизацию общества, общегуманистическую направленность политики многих государств и разнообразных благотворительных организаций, проблема детско-подростковых девиаций и преступности остается не решенной по сей день.

Что может помочь

Каждый родитель может любить своего ребенка. Это закон природы, определяющий возможность выживания и приспособления к окружающей среде человеческих младенцев, детей и подростков. Если родитель, по каким либо причинам, не любит своего отпрыска, ему необходимо разобраться, почему это так, самостоятельно или обратившись за помощью к психологу или психотерапевту. Рано или поздно именно родительская отчужденность станет одной из главных причин в формировании разнообразных форм «проблемного» поведения ребенка.

Любовь к ребенку-подростку заключается, прежде всего, в:

  1. уважении мнения ребенка-подростка и его потребностей (не забывая при этом о своих собственных);
  2. построении отношений, основанных на безоценочном подходе;
  3. умении разглядеть уникальные сильные качества и достоинства ребенка, принимая его слабости, недостатки и даже болезненные особенности.

Такой подход подразумевает, что подростка, склонного к позированию, желающего быть в центре внимания, прекрасно чувствующего себя на сцене, родитель не помещает для перевоспитания в кадетский корпус, а ребенка слабого тормозимого характера, пугливого, застенчивого и ранимого внимательный родитель не заставляет заниматься в секции единоборств, а ищет вместе с ним и создает т.н. «зону успешности» в чем-то другом, более ему близком.

Это и есть первичная профилактика асоциального поведения: любить, наблюдать, вдохновлять и помогать сообразно силе и слабости своего ребенка .

original

Для пытливых умов

Что не так с поведением?

Обратимся к критериям американской классификации DSM-IV, подробно обрисовывающим феноменологию расстройств поведения :

Агрессия по отношению к людям и животным

  1. Часто задирает других, запугивает, угрожает им или запугивает их
  2. Часто инициирует драки
  3. В качестве орудия насилия использовал предметы, способные причинить серьезные физические повреждения другим (например, биту, кирпич, разбитую бутылку, нож, пистолет)
  4. Совершал кражи с нападением на жертву
  5. Проявлял физическую жестокость по отношению к людям
  6. Проявлял физическую жестокость по отношению к животным
  7. Принуждал кого-либо к сексуальным отношениям

Уничтожение имущества

  1. Умышленно совершал поджоги с намерением причинить серьезный ущерб
  2. Умышленно уничтожал чужое имущество

Обман или воровство

  1. Намеренно проникал в дом, дворовые постройки или машину другого человека.
  2. Частые случаи обмана или нарушения обещаний с целью получения материальной выгоды или уклонения от выполнения обязательств
  3. Совершал кражи предметов, не имеющих значительной материальной ценности, без непосредственного нападения на жертву

Серьезные нарушения правил

  1. Начавшиеся до 13-летнего возраста частые случаи отсутствия дома по ночам, несмотря на запреты родителей
  2. По крайней мере, дважды убегал из дома ночью
  3. Частые прогулы школы, начавшиеся в возрасте до 13 лет

Даже поверхностного взгляда на данный перечень достаточно, чтобы найти большинство признаков у героев фильма.

Рассмотрим асоциальное и антисоциальное поведение подростков-героев фильма с позиции биопсихосоциогенеза.

В поисках причин

Наиболее значимый биологический фактор девиантного поведенияконституциональные особенности организма, составляющие основу для формирования психопатии, выраженных акцентуаций характера, мотивов психопатической самоактуализации.

В состав банды «генералов» входят подростки с различными характерами: среди них т.н. возбудимые (Булит и его соперник) и тормозимые (Хромой, персонаж негритенка, подбирающего отбросы) характеры.

Для первых ведущим является мотив власти, реализующийся в зависимости от морально-нравственных качеств персонажа (Булит в большей степени соответствует образу т.н. «доброго разбойника», его постоянный соперник – не гнушается ничем, может и лихорадящего ребенка выгнать прочь на улицу, если есть опасность заразиться самому).

У подростков с тормозимыми характерами преобладает мотив безопасности получения гарантированной еды, убежища и защиты от нападения других группировок с механизмами группирования и имитации. При этом данной группе не чужды и духовные переживания: прежде чем украсть статую Девы Марии и младенца Христа, подросток замирает на мгновение, очарованный зрелищем святынь.

Вероятно, среди членов этой группировки могли быть ювенильные персонажи с чертами незрелости, инфантилизма. В случае истероидного характера ведущим был бы мотив привлечения к себе внимания и манипуляции окружающими, а в случае неустойчивого – мотив утоления сенсорного голода и смены разнообразных внешних стимулов, по механизму следования более сильному и статусному лидеру (чаще в группировке занимают роль «шестерки»).

Вторым фактором из ряда биологических в данном фильме можно считать голод.

Отсутствие сбалансированного питания, и связанные с ними белковая и витаминная недостаточность, в детско-подростковом возрасте могут вызывать соматогенно обусловленные задержки психомоторного развития, энцефалопатии. Органический фактор (голод, травмы, болезни) может способствовать формированию органических психопатий с личностной огрубленностью и примитивностью влечений.

Другие базовые потребности удовлетворяются героями фильма именно в условиях их девиантной группировки: потребность в безопасности и защите от враждебных группировок, в общении, в любви, принятии. Гедонистическая потребность удовлетворяется также через получение желаемого, пусть и не законными методами.

Социальные факторы девиантного поведения в случае детско-подросткового возраста весьма трудно отделить от психологических, т.к. одни перетекают и обуславливают другие, и в свою очередь могут задействовать биологический уровень (например, в случае серьезной эмоциональной и информационной депривации ребенка). Заброшенность, физическое насилие, отсутствие доступа к средствам медицинской помощи и образованию, пренебрежение со стороны общества – неполный список социогений.

Согласно экологической модели Ури Бронфенбренера, банда «генералов» на уровне микросистемы представляет собой некий суррогатный вариант семейных отношений. Более развитый физически и интеллектуально Булет исполняет роль «отца семейства», наделенный властью, он творит справедливый на его взгляд суд, требует полного подчинения, обеспечивая своих «детей» хлебом насущным и безопасностью. Появившаяся в группировке Дора, органично вписывается в качестве заботливой «матери» для младших членов банды и старшей сестры для более взрослых, осуществляя все ожидаемые от нее в этих социальных ролях функции заботы, ласки, организации быта и т.д.

Мезосистема представлена все теми же членами группировки, с которыми осуществляются набеги, делятся скудные жизненные радости и обильные горести, где в отсутствии вожака царствует правило «кто сильнее, тот и прав».

Экзосистема — священник Хосе Педро, протянувший руку помощи голодающим детям, наперекор официальной позиции церкви, а также гипотетически существующие живые родственники главных героев. Родственники же главных героев, например, в случае Доры и ее брата, также являются дополнительным фактором риска, а не защиты.

Макросистема в виде общественных ценностей и норм не прорисована в фильме достаточно убедительно, можно лишь высказать предположение, что воспитание детей в условиях грубого физического насилия (по воспоминаниям детей), может определяться в той или иной степени терпимостью/поощрением самого общества таких воспитательных мер. Сюда же можно отнести и стигматизацию бездомных подростков.

Психологические факторы рождаются из системы выше перечисленных биологических и социальных факторов. Самостоятельное значение имеют разнообразные формы агрессии (родительской, иерархической, сексуальной), невозможность удовлетворения высших потребностей в саморазвитии, самоактуализации, творчестве, нахождении дела по душе, профессиональном самоопределении и т.д.

Все вышеперечисленное является факторами риска формирования девиантного поведения, а сама асоциальная группировка позволяет реализовать подросткам пусть и в дизадаптивном виде самоидентификацию, инициацию, поиск «смысла жизни».

«А может все было наоборот?»

В центре нашего внимания группа беспризорных детей. Она неоднородна по возрасту и состоит преимущественно из особей мужского пола.

Сообщество «генералов» имеет довольно сложную социальную организацию, о чем свидетельствует наличие разделения труда: старшие занимаются кражами, разбоем, грабежами, младшие особи побираются, роются в мусоре, единственная самка ведет «хозяйство».

Существование групп с тесными индивидуальными связями между особями возможно только у животных с достаточно развитой способностью к направленной агрессии. Примеры такой агрессии можно видеть на протяжении всего фильма: это и иерархические споры между старшими особями группы «генералов», и агрессия в отношении младших членов сообщества, не подчиняющихся указаниям старших, и, конечно, сражение за особь противоположного пола (Дору) между двумя самцами претендующими занять альфа-позицию в группе.

Внутригрупповая агрессия носит демонстративный характер, и стычки заканчиваются при появлении первой крови, в то время как схватка с соперничающими группам может закончиться и смертью кого-нибудь из ее членов.

Ярко выражена территориальность исследуемого сообщества: выбранный ареал обитания недосягаем для «цивилизованных» людей, и прежде всего полиции. Члены группировки защищают своё жилище от чужаков. В число чужаков изначально попала и Дора с братом, но после ритуальной схватки вожаков была допущена на территорию.

Таким образом, перед нами типичное индивидуализированное сообщество с устоявшейся структурой, прочными связями между особями, строго очерченным ареалом обитания, нацеленное на поддержание целостности группы. Пропитание добывается с помощью коллективной «охоты». Так же для данного вида сообщества характерно коллективное воспитание молодняка, что нам так же неоднократно было показано в фильме: обучение их премудростям «охоты», умению отличать съедобное от несъедобного.

Проявление человечности в этом сообществе может быть опасно для жизни, и от больных особей принято избавляться. Не подчинившись этому правилу, Дора в последствии поплатилась жизнью. Обезумевшему от горя партнеру лишь оставалось вывести свою стаю для финального сражения с человечеством, пытаясь доказать, что и они — босоногие, грязные дети — люди, а не звери.

В то же время остается вопрос, формирует ли такое острое социальное неравенство новый вид человека разумного, для которого законы человеческие отступают перед законами биологическими и выжить нужно любой ценой? Готовы ли мы принять членов этого «подвида» в наши ряды, или предпочитаем видеть их на территории некого «заповедника» (социальные приюты, тюрьмы). И готовы ли они сменить «законы джунглей» на законы государственные?

В ходе анализа были использованы работы К. Лоренц «Агрессия (так называемое «зло»)», Сотская М.Н. «Зоопсихология и сравнительная психология», Ч. Венар, П. Кериг «Психопатология развития детского и подросткового возраста», В.Д. Менделевич «Психология девиантного поведения».

comments powered by HyperComments