«Я пытался, поверь мне, я делаю все, что в моих силах»

Главный персонаж фильма Йен Кёртис – лицо не вымышленное. Вокалист и автор песен группы Joy Division прожил короткую жизнь, покончив самоубийством в 1980 году, в свои 23 года.

В данном разборе мы рассмотрели болезнь и самоубийство Йена Кёртиса с позиции бипсихосоциогенеза, характерологические особенности солиста Joy Division, попытались выделить основные переживания, связанные с потерей контроля над своим телом и жизнью, а также рассмотрели отношение к больным эпилепсией в европейской культуре.

Что может помочь:

1. Встречаясь с подобными сложными случаями в профессиональной жизни, психолог, к какой бы психологической школе или парадигме он себя не относил, обязан взвешивать степень суицидального риска у таких пациентов.

2. Помощь больным эпилепсией должна быть комплексной и включать междисциплинарное взаимодействие психиатра, невролога, психотерапевта, психолога, социального работника, педагога. В особенности это касается детско-подросткового возраста.

3. Работая психотерапевтически с одаренными дефензивными эпилептоидами, перспективным является обращение к биографиям, особенностям творчества великих писателей, художников, страдавших эпилепсией или имевших конституционально выраженный абрис эпилептоидного характера (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, В.В. Верещагин, В.И. Суриков). Цель такого углубления в творчество людей со сходными душевными склонностями и трудностями — обрести свой индивидуальный творческий жизненный путь с осознанной социальной пользой (по Бурно М.Е.).

4. Каков личный вклад каждого человека в свое выздоровление или хотя бы облегчение своего состояния? Что может сам пациент, страдающий душевным недугом, выраженной патологией характера, да и любым соматическим страданием? Человек может быть активным в своей болезни, насколько это возможно. Может чувствовать себя не только сосудом для лекарств, но и неповторимо-творческим сообразно своей силе и слабости.

kinopoisk.ru

Для пытливых умов

Для лучшего понимания фильма «Контроль» стоит не забывать, что в основе сценария лежат мемуары жены Йена Кёртиса — Деборы. Как она сама вспоминает о годах их совместной жизни: «Я слишком мало знала, чтобы быть в должном смятении… Думаю, отсутствие у меня подозрений и смятенных чувств ошибочно приняли за стоицизм, поэтому пошли разговоры, что я слишком приземленная, чтобы понять страдания Йена. Никто не осознавал, что, оказавшись за бортом, я также пребывала в неведении». Так же стоит учитывать, что описанные события происходили, когда молодой чете Кёртис было всего лишь немногим больше двадцати.

Биологические факторы

Перечень биологических факторов в случае Йена довольно обширен и представлен, в первую очередь, повторяющимися эпилептическими приступами, представленными в фильме как бессудорожными их формами, так называемыми абсансами – эпизодами застывания, так и собственно судорожными припадками. Такие приступы подразумевают наличие очагов эпилептической активности в головном мозге, характеризуются внезапным началом (при этом возможно наличие предвестников припадков в виде ауры) и внезапным окончанием. Приступы стереотипны, повторяют друг друга, кратковременны, в конце припадка нередко наступает сон и амнезия самого припадка и последних минут перед ним. При судорожных формах возможно прикусывание языка и непроизвольное мочеиспускание.

Аффективные расстройства, т.е. расстройства настроения, при эпилепсии довольно часто носят характер дисфорий, состояний, окрашенных злобной тоскливостью. Дисфории могут являться как эквивалентом судорожных припадков, так и периодически возникать параллельно другим приступам. Именно эти состояния (наряду со старческими депрессиями) считаются в психиатрии наиболее опасными в плане развития истинного суицидального поведения.

Можем предположить, что именно дисфории окрашивали окружающую жизнь Йена в темные, мрачные краски и способствовали восприятию внешних жизненных трудностей в особенно негативных тонах.

Размышления о характере

Сам характерологический абрис конституциональных эпилептоидов (или людей авторитарно-напряженного характера по Бурно М.Е., т.е. не страдающих собственно эпилепсией), а также страдающих эпилептическим процессом, включает в себя склонность к аффективным вспышкам, прямолинейность, категоричность, душевную инертность и застреваемость, в том числе на негативных переживаниях. Однако не стоит забывать, что выделение подобных черт часто основано на наблюдении за пациентами с тяжелыми формами болезни, поскольку люди, успешно проходящие лечение и хорошо адаптированные в обществе, редко попадают под наблюдение специалистов, скорее проявляя в жизни сильные черты своего характера, чем пользуясь слабыми.

Способы лечения и его последствия

Среди других неблагоприятных биологических факторов назовем комплексную (состоящую из нескольких препаратов) противоэпилептическую терапию с использованием препаратов разных классов, не приводящую к желательному эффекту. С одной стороны видим, что данная терапия не избавляет главного героя от судорожных приступов, с другой же упомянем лишь некоторые нежелательные побочные эффекты препаратов.

Из самых распространенных побочных эффектов барбитуратов назовем сонливость, подавленность и общую угнетенность, в сочетании с алкоголем данные эффекты еще более выражены и могут представлять уже угрозу жизни, что и происходит, когда Йен сочетает прием таблеток с алкоголем. В фильме довольно ярко представлены эпизоды, когда Йен буквально засыпает на работе, не справляясь с общей сонливостью.

В реальной жизни подбор специалистом противоэпилептической терапии представляет собой длительный и тщательный процесс с учетом характера приступов, побочных эффектов, сопутствующих заболеваний, а также с периодическим контролем состояния пациента.

ctrl3

Психологические факторы

По мнению американского психолога-суицидолога Эдвина Шнейдмана, основным мотивом при совершении самоубийства является фрустрация ряда потребностей. Выделив данные потребности в привентивной работе с человеком, высказывающим суицидальные мысли, Шнейдман предлагал именно на них концентрировать основное психотерапевтическое воздействие, что и должно в итоге уберечь индивида от фатального решения.

«Для практических целей» — считает Шнейдман — «можно допустить, что большинство самоубийств делятся на пять групп соответственно с фрустрированными психологическими потребностями… Они также отражают и различные виды душевной боли: 1)Неудовлетворенные потребности в любви и принятии, связанные с фрустрацией стремления к поддержке и принадлежности; 2)Нарушение контроля предсказуемости и организованности, связанные с фрустрированными потребностями к достижению, автономии, порядку и пониманию; 3)Снижение самооценки (self image) в силу стыда поражения, унижения или позора, связанные с фрустрированными потребностями в принадлежности, защите и избегании стыда; 4)Разрушенные значимые отношения с возникшим вследствие этого горем и чувством потери, связанные с фрустрированными потребностями в принадлежности и заботе о другом; 5) Чрезмерный гнев, ярость и враждебность, связанные с фрустрированными потребностями в доминировании, агрессии и противодействии».

Как я хочу взять под контроль:
Тот конфликт в глубине, те проблемы извне.
И вопросы встают, но ответ не дают,
Мои взгляды на жизнь
Мне ответ не дают.
(Йен Кёртис, перевод Стихи.ру)

У Йена возможно проследить сочетание нескольких перечисленных аспектов, а именно: неудовлетворенность в любви и принятии со стороны преданной, спокойно-домовитой, но довольно пресной и скучной жены Деборы, с дальнейшим поиском других, более ярких и интересных отношений и последующим разочарованием в них с дразнящей бельгийской подругой.

Нарушение контроля предсказуемости и снижение самооценки в случае Йена напрямую связаны с эпилептическими приступами, возникающими на глазах у других людей, во время публичных выступлений, и это, несмотря на принимаемые лекарственные препараты. Такие долгожданные успехи группы, контракты и договоренности уже не приносят удовлетворения и радости, но лишь непомерную усталость, разбитость и разочарование в том, чему не можешь больше соответствовать…

Разрушение значимых отношений также имеет место в фильме, стремясь уйти от жены, с другой стороны Йен пытается всеми силами продлить свой брак и глубоко переживает желание Деборы подать на развод. Как видим, по крайней мере, 4 из 5 предлагаемых к анализу Шнейдманом вариантов, сочетаются в случае Йена Кёртиса. Следуя далее его же логике, фрустрация перечисленных потребностей породила душевную боль, и добавим от себя прямолинейно-категоричный характер героя, склонного к мрачноватой угрюмости и скрытости, не позволил ему принять свою болезнь и продолжить жизнь с поиском осознанного смысла (по В. Франклу) в страдании и боли.

ctrl4

Социальные факторы

Эпилепсия известна человечеству с древности, многие целители пытались найти истоки этого заболевания и способы его лечения, используя самые разные методы. Со времен античности эпилепсия была разжалована из «божественной болезни», болезни императоров в недуг юродивых.

Новые смыслы принесло христианство: люди, страдающие эпилепсией, стали рассматриваться как грешники, которым сей позорный недуг был послан за их поступки. «При данном заболевании (эпилепсии) болезнетворная субстанция весьма затемнена, не прослеживается никаких устойчивых примет того, что, по нашему справедливому предположению, есть не что иное, как дуновение злокозненного духа». (Цитата по М. Фуко) Такое понимание очень долго затрудняло поиски лечения и способствовало стигматизации людей, сталкивающихся в своей жизни с припадками, их всячески унижали и старались изгнать из рядов «здорового» общества.

Конечно, в настоящее время эпилепсия получила корректное медицинское объяснение. Однако неприглядность самого припадка, ряд жизненных ограничений (необходимость принимать дорогостоящие лекарства, невозможность заниматься некоторыми видами спорта, ограничение в выборе профессий, запрет на вождение автомобиля и т.д.), мнение о том, что эпилепсия с одной стороны может быть связана с гениальностью, а с другой — приводит к глубокой инвалидизации, потере когнитивных способностей и «уродствам характера» продолжает негативно влиять на социальную адаптацию людей с эпилепсией.

Так, например, в общении со своей группой Йен пытался сохранить лицо, скрыть серьезность своего состояния, страдая от новых приступов потери контроля. Лишившись поддержки семьи, Йен потерял возможность хотя бы время от времени делать перерыв в плотном графике выступлений.

В поисках того пути,
Что может боль унять,
Вряд ли успокоюсь я,
Но жажду доверять.

Нет силы и желания
Потребовать ответ.
Все кажется таким простым,
Но сердца больше нет.
(Йен Кёртис, перевод Стихи. ру)

Припадки Йена, его нескладные танцы стали частью образа группы, их визитной карточкой. Чем меньше он мог себя контролировать, тем популярней становилась группа.

«Во время концерта с ним что-то происходило: собственный танец настолько поглощал его, что действие лекарств сходило на нет — и начинался приступ».

Вероятно, страх нового приступа, смерти, травматизации, беспомощности и осуждения со стороны окружающих со временем стали преследовать солиста Joy Division постоянно.

По разным данным, от 5 до 14% пациентов с эпилепсией кончают жизнь самоубийством либо совершают попытку суицида. Тем не менее, Йен Кёртис, не похож на человека лишившегося вкуса к жизни, скорее напротив, жизнь и творчество были для него ценны, но и способность контролировать свою жизнь так же была важна. Возможность самому решить, как и когда умереть, стала последней контрольной точкой его жизни, о чем приходится лишь сожалеть, представляя, сколь многих стихов и песен лишилась человеческая культура.

В ходе анализа были использованы работы Н.А. Бердяева «О Самоубийстве», Э. Шнейдмана «Душа самоубийцы», В. Франкла «Скажи жизни Да», Бурно М.Е. «О характерах людей», Портнова А.А. «Общая психопатология», М. Фуко «История безумия в классическую эпоху», биография Д. Кёртис «Touching from a Distance» и стихи Йена Кёртиса.

comments powered by HyperComments