«Не конституция сама по себе, а нахождение или не нахождение соответствующего жизненного поприща является судьбой» (слова Эрнста Кречмера, приводятся по лекции Бурно М.Е.)
Часто ли мы задаемся вопросами, находимся ли на своем месте или занимаем чужое? Об этом ли занятии я мечтал в детстве и юности? В чем мое истинное призвание-служение?
Ответы могут быть даны с разных точек зрения: экзистенциально-мировоззренческой, гуманистической, системной, эволюционно-биологической и многих других. Клинико-психиатрический взгляд на данный вопрос подразумевает, в первую очередь, определение характерологического типа человека с присущими ему сильными и слабыми качествами, с поиском своего места и предназначения сообразно этим качествам, с осуществлением посильного Добра (Кречмер, Бурно).
Что может помочь:
Существуют различные подходы к работе с запросом клиента/пациента, и в зависимости от выбранного специалиста вы можете получить разный взгляд на вашу проблему:
1. В большинстве своем психологи стремятся в своей работе в большей мере к исправлению несовершенств человеческой природы, например, у замкнутого и малообщительного человека улучшают коммуникативные навыки, у эгоцентрика – формируют эмпатию, у гиперактивного – пытаются повысить произвольную регуляцию деятельности и т.д.
2. Врачи-психотерапевты, придерживающиеся клинического подхода, не ставят себе целью переломить, кардинально изменить природное конституционально-характерологическое устройство пациента/клиента или полностью устранить его болезненные переживания, личностную своеобычность и неповторимость мировосприятия. Это было бы особенно самонадеянно применительно к психиатрическим пациентам, а в большинстве случаев, и бесперспективно.
3. Главная цель врача-психотерапевта, работающего в системе клинической психотерапии (например, в Терапии творческим самовыражением Бурно М.Е.), разглядеть защитно-приспособительный характер не только имеющихся психологических особенностей и характерологических качеств, но и собственно отклонений, расстройств, психопатологических симптомов. А затем помочь человеку через вдохновенное творчество, творческий жизненный стиль с поиском своего профессионального предназначения и общественной пользы-служения, научиться облегчать состояния своей душевной разлаженности, эмоционального напряжения, тревожно-депрессивные переживания, преодолевать трудные жизненные обстоятельства и ситуации.
4. В свою очередь задача консультантов, работающих в рамках постструктуралистских подходов, в частности нарративных практиков, сделать видимым для людей, обратившихся за помощью, воздействия «нормативных суждений» о «достойной», «успешной» жизни, принятыми в различных социальных группах. Подобный взгляд со стороны помогает людям реализовывать свои собственные уникальные траектории развития, собирая вокруг себя единомышленников.
Для пытливых умов
После праздников многих из нас порой охватывает небольшая грусть, все позади, приготовления, поиск подарков, часы, проведенные на кухне и за обеденным столом, встречи с друзьями. После праздников неизменно наступают будни. Этот закон неизменен даже для тех, кто живет в городе праздника круглый год.
Давайте знакомиться — Джек Скеллингтон (известный так же под именем Джек Повелитель Тыкв) — живой мертвец, средних лет, холост, домашний питомец — пес Зеро, проживает в городе Хэллоуин, успешный event-менеджер.
Город приходит в себя после очередного Хэллоуина:
«- Отличная работа, Джек!
— Да, как год назад и два, и три…»
Что тебя тревожит, Джек?
Встретившись с Джеком в самом начале мультфильма, мы сразу понимаем, что он – несчастен: «Так за годом год я пугал народ, а в душе – печаль, так и жизнь пройдет». Джек не получает удовольствия от привычных дел: «Ненавижу все, к чему привык», и «корона не мила», «свой унылый мир я бы сжег дотла». И еще более яркие описания, уже походящие на душевное страдание: «Что светит нам в конце пути, одна тоска в моей груди». Как напоминают признания Джека разочаровавшихся в жизни людей, достигших самых высоких вершин в своей карьере: «Престиж, почет, высший свет, все ни о чем, надежды нет». Все это произносит Джек, сгорбленный и понурый, бредущий «куда глаза глядят» бессонной ночью.
При этом мы знаем, что Джек весьма тонок, «по памяти цитирует Шекспира». Перед нами существо одухотворенное, дефензивное, подверженное меланхолии, сумрачное. В его скелетообразном портрете проглядывает та самая «гиперматериалистичная мертвоватость», о которой выразительно пишет профессор Бурно М.Е., описывая полифонический человеческий характер. Здоровый или болезненно измененный полифонический характер, по его словам, содержит «несколько реалистических радикалов», мироощущение такого человека видится все же материалистическим, но «странным», «загадочным». В нем соединяются несоединимые и сочетаются несочетаемые проявления. По мнению автора, «характерологические радикалы соединяются в гиперреалистическую философическую таинственность», а реализм приобретает черты «странновато-неземные». Скелетообразная фигура Джека «мертва» не только своим внешним обликом, но и своим макобрическим мировосприятием, чуждым, пугающим и непонятным обычному миру.
Что ты ищешь, Джек?
Попав в город Рождества, Джек видит обычные, земные радость и счастье, благодать и надежду, «каждый здесь живой, в снежки играют снегом, а не мертвой головой». Он начинает мечтать о таком мире, без страхов и тревог, тоски и печали, фактически отвергая свою природную сумрачную сущность, пытаясь вписаться в ординарную и простую действительность. При этом Джек даже как-то временно оживляется, душевно возрождается. Как знаем из дальнейшего сюжета, надежда эта напрасная, его ожидает полный крах, т.к. живому и радостному миру не понятны леденящие душу и вселяющие ужас шутки и забавы Джека и его сподручных.
Джек создан для Хэллоуина, именно в нем он абсолютно органичен. Благодаря всем своим особенностям и своеобычному мировосприятию Джек Повелитель Тыкв приходит в мир людей раз в год, чтобы напомнить о другом мире – мире мертвых, о неизбежности конца. Недаром в культуре испаноговорящих стран Латинской Америки этот день называется El Dia de Muertos (Днем мертвых) и посвящен памяти умерших людей, души которых по преданию посещают родной дом. В этот день принято изготавливать сахарные черепа, посещать кладбища, оставляя там вербену, любимые продукты и напитки умершего. Отголоски этой обрядовости видим и в русских народных обычаях (традиционный кусок черного хлеба на рюмке с водкой в память об умершем родственнике) и в православной соборной молитве об умерших, совершаемой в дни т.н. Родительских Суббот. Согласимся, что при всей непохожести и национальном своеобразии, Смысл такого соприкосновения с миром мертвых, остается одним и тем же – в институциональной, социально закрепленной форме, попытаться преодолеть Страх смерти, как универсальный филогенетически древний, видовой страх.
«А может все было наоборот»
Ситуацию Джека можно сравнить с началом «Божественной комедии» Данте:
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу…
(пер. М. Лозинского)
Эти строки уже давно стали метафорой для описания кризиса среднего возраста. Такие поступки Джека, как похищение Санта Клауса и выступление в новом амплуа можно сравнить с покупкой нового автомобиля, резкой сменой карьеры или началом отношений с юной любовницей.
Остановимся на этой трактовке истории Джека поподробнее. Никого не удивит, что кризис среднего возраста явление современное. В 20-ом веке мы видим заметное увеличение продолжительности жизни, что сместило «середину» жизни. Хронологически кризис протекает в возрасте 35-55 лет, однако первые признаки надвигающегося Перевала могут быть заметны еще до 30 лет. В художественных и научных произведениях чаще описывается кризис у мужчин. Кроме того, условием для появления кризиса стала возможность индивидуализации и выхода за пределы своей социальной роли.
Согласно юнгианскому аналитику Джеймсу Холлису, задолго до осознания самого кризиса появляются его признаки и симптомы:
— Депрессия
— Жалость к себе
— Опустошенность
— Ощущение загнанности, ловушки карьеры или брака
— Чувство, что жизнь несправедлива
Вот как описывает свое состояние сам Джек: «Не разорвать порочный круг, куда бежать от этих мук». Продолжая параллель с нашей жизнью, важно отметить, что такие поступки, как пристрастие к алкоголю и легким наркотикам, беспорядочные любовные связи, постоянные смены работы, необдуманные траты являются не адаптивными способами совладения с депрессией.
Вместе с тем Холлис, используя географическую метафору Перевала для описания кризиса середины жизни, считает, что вовсе не каждый способен к переходу через этот Перевал, и сам по себе кризис не является сугубо хронологическим. Переход через Перевал происходит, когда человеку (или в случае Джека живому мертвецу) приходится заново задавать вопросы, которые однажды уже появлялись в его детском сознании, но со временем стерлись из памяти. Возвращению детских воспоминаний Джека способствовал его визит в город Рождества, «как будто тело наполняет странное тепло».
«Все, наверно, очень просто,
Это сложно только взрослым.
Это память детских лет
Вроде была и вот уже нет».
«Все песни помню с детства наизусть…»
Переход через Перевал в середине пути начинается с вопроса: «Кто я такой, если вычесть мою индивидуальную историю и те роли, которые мне приходилось исполнять?».
Подобные вопросы придают ценность и значимость нашей жизни. Если мы забываем о них, то попадаем в плен социальных условностей, пошлости и, в конце концов, отчаяния. Пытаясь донести смысл Рождества согражданам, Джек приходит к неутешительному выводу, что «наконец-то все рады, но не понял никто». Некоторые возвращаются к этому вопросу в результате переживания каких-либо серьезных потрясений — болезней, войн, потери близких или социального положения и т.д. Другим же, как Джеку, необходимо особое мужество и желание позаботиться о себе для осознания своего Я.
Самая естественная цель Эго состоит в том, чтобы справиться с экзистенциальной тревогой, стабилизируя, насколько это возможно, жизнь человека. Но сама суть жизни предполагает, что изменяются ее требования.
Первой взрослостью Холлис называет возрастной период, который длится приблизительно от двенадцати до сорока лет. Здесь рождается вполне понятное заблуждение: если человек ведет себя так, как ведут себя его родители, или же, наоборот, если он полностью отвергает их пример, — значит, он считается взрослым.
Пребывая в состоянии смятения, характерного для подростка, человек исполняет эти роли, полагая, что они будут подкреплять его идентичность и подтверждать его самодостаточность, и при этом ощущает огромный ужас перед неизвестным. Первая взрослость, которая фактически может продолжаться всю жизнь, на самом деле является зачаточным существованием, характеризующимся отсутствием глубины и уникальности, благодаря которым человек становится истинной индивидуальностью.
Пока роли остаются социально привлекательными и пока действуют проекции, человеку удается предотвращать встречу со своей внутренней самостью. Вот так Джек описывает свой социальный и профессиональный статус: «В этом мире никто не сравнится со мной, признан лучшим …», «я король потустороннего мира».
Но когда эти проекции исчезают, и он больше не может избежать вмешательства самости, Джек испытывает настоящий ужас. Тогда ему приходится убедиться в своем бессилии и не возможности овладеть ситуацией. Вероятно, пробуждение Джека связано с падением его саней в мире людей, когда его трактовка Рождества не была принята.
Вторая взрослость наступает при исчезновении всех проекций. Среди самых разных проекций наиболее распространены те, которые направлены на карьеру, а также на сферу супружеских и родительских отношений. Ощущение предательства, краха неоправданных ожиданий, пустоты и потери смысла жизни, которое появляется при этом, порождает кризис среднего возраста. Но именно во время этого кризиса человек получает возможность стать индивидуальностью, преодолев детерминирующую родительскую волю, родительские комплексы и социально-культурный конформизм.
Фрейд был уверен в том, что работа и любовь — главные составляющие психического здоровья любого человека. Работа предоставляет много возможностей и для поиска смысла, и для его отрицания. Даже люди, достигшие того служебного положения, о котором они мечтали, часто будут испытывать страдание и беспокойство. «Но кто здесь поймет мою печаль, Повелителю Тыкв самому себя жаль».
Жизнь постоянно побуждает нас развиваться и брать ответственность за свою жизнь, а личностный рост становится неизбежным условием перехода через Перевал. Конечный смысл этого перехода заключается в том, чтобы вплотную исследовать свои зависимости, комплексы и страхи, не прибегая к посредничеству других людей. От нас требуется перестать злиться на других за то, что выпало на нашу долю, и взять на себя полную ответственность за свое материальное положение, эмоциональное состояние и духовное развитие.
Жалея себя на кладбище, Джек вдруг осознает, что ему-то было даже очень хорошо, и в историю навеки он вошел… Но не все еще пропало, и можно не только потешить себя, а еще спасти праздник — осталось только вернуть Санта Клауса.
После схватки с Бугименом и восстановления порядка, Джек понимает, что кроме горячо любимой работы необходима и любовь, которую готова ему подарить тряпичная кукла Салли. «Ни год, ни два ждала меня моя судьба».
Хотя внешняя жизнь продолжает требовать от нас наращивать усилия, для продолжения личностного развития нам следует сделать некий внутренний поворот, чтобы, изменяясь, распознать, наконец, в себе ту личность, которая когда-то была целью нашего странствия.
В ходе анализа были использованы работы М.Е. Бурно «О характерах людей», Дж. Холлиса «Перевал в середине пути», М. Уайта «Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию», поэма Данте Алигьери «Божественная комедия», рассказы Р. Брэдбери «Канун Всех Святых».
comments powered by HyperComments