Младенцы должны быть вымыты, накормлены, согреты, нуждаются в постоянной заботе и любви, без которых погибают в самом раннем возрасте (от голода, холода или от так называемой анаклитической депрессии). С другой же стороны, младенческий, ранний детский, дошкольный, подростковый возрастные периоды, каждый по своему, наполнены своими уникальными активностью, задачами, приобретениями, энергией.
Непонятность маленьких детей, необъяснимость некоторых их поступков и душевных влечений, не полная доступность их чувств и переживаний взрослому разуму, хорошо прорисовывается в тех вымышленных и довольно реальных опасностях, которыми может грозить появление в семье долгожданного чада.
Что-то не так в семье Франклина и Евы пошло с момента зачатия ребенка. Новый эксперимент оказался не столь удачным, как очередная поездка в экзотическую страну. Запланированная беременность не приносила радости, трудные роды, отставание в развитии Кевина, протестные реакции с самого нежного возраста. Все это не соответствовало представлениям Евы о счастливом материнстве.
С дошкольного возраста Кевин интересовался стрельбой из лука, но его увлеченность выходила далеко за рамки обычного хобби. И в один не очень прекрасный день в тихом американском пригороде стрелы из лука Кевина были направлены в близких и одноклассников.
Мотивы поступка Кевина так и останутся для нас неизвестны.
Что может помочь
На что нужно обратить внимание родителям, и что требует своевременного вмешательства специалистов: психиатров, неврологов, психотерапевтов, клинических психологов?
1. Любые нарушения в развитии ребенка. При этом учитываются как отставание, так и опережающее развитие. Например, во сколько месяцев малыш начал улыбаться при общении со взрослыми (комплекс оживления)? Во сколько месяцев пополз, сел, пошел? Когда начал произносить первые слова? Когда сформировалась фразовая речь? Когда сформировались навыки опрятности? И т.д. Подобный календарь развития хорошо знаком врачам разных специальностей, работающим с детьми.
2. Особенности детско-материнской привязанности: когда малыш стал выделять маму среди других взрослых? Стал ли ребенок в определенном возрасте внимательно рассматривать взрослых, прежде чем вступить в контакт? Использовал ли ребенок отношения с мамой, ее помощь для успокоения в трудных для него ситуациях? И т.д.
3. Необычные увлечения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, которые должны вызвать беспокойство родителей, например, ребенок тяготеет к мультфильмам и играм с садистической, зловещей тематикой. Сюда же относятся стереотипные игры-манипуляции с какими-либо предметами, затруднения в формировании ролевых игр.
4. Нарушения поведения, например, не возникали ли у ребенка немотивированные приступы возбуждения, когда он мог наброситься на посторонних? Или пытался бежать, не осознавая опасности, на проезжую часть дороги? Или проявлял взрывчатость, несдержанность, негативизм по отношению к родным?
Для пытливых умов
«Я никак не ожидала,
что просто формирование привязанности к тебе
будет такой тяжелой работой. Я думала,
что это приходит без принуждения».
«Цена нелюбви» Л.Шрайвер
В поисках причин
Крошечные штрихи истории семьи: пара двух взрослых людей, наслаждающихся обществом друг друга, богемная Ева, автор путеводителей-бестселлеров, и добродушный тюфяк Франклин, не столь успешный в профессиональной сфере. Когда пара решается завести ребенка, они уже не так молоды, и Ева до последнего не может определиться: она — за или против появления малыша. Не вполне обычно и поведение Евы во время беременности, не слишком радостное, немного отстраненное (по сравнению с другими беременными женщинами).
Малыш в периоде новорожденности и на первом году жизни — очень беспокойный, много плачет. Ева очень устает, но устает по-особому. Она отстранена, малыш то на вытянутых руках, то кричащий в коляске под грохот отбойного молотка.
Кевин растет, эмоциональный контакт между матерью и ребенком по-прежнему отсутствует. Кевин отказывается говорить слово «мама», не хочет выполнять простейшие упражнения с мамой, демонстрирует однообразные стереотипные движения, стучит по металлофону, манипулирует с деревянными палочками. Навыки опрятности формируются с сильным запозданием. При этом отлично проявляется его склонность к негативистичным реакциям: задерживая стул, когда предлагается горшок, мальчик тут же пачкает чистый подгузник. Запаздывают также другие умения, например, самостоятельное одевание, задерживается развитие речи.
Кевин проявляет явные признаки жестокого и агрессивного отношения к матери, например, намеренно портит стены ее комнаты краской, не проявляя ни малейших признаков раскаяния или сожаления. А его взгляд на мать так и пылает ненавистью.
«Или может обратимся к врачу?»
Все перечисленные выше симптомы говорят о том, что Кевин развивается неравномерно, его онтогенез искажен, есть области, где он явно отстает, есть области, которые даются ему легко, например устный счет.
Детско-материнская привязанность нарушена, мальчик проявляет признаки немотивированной гетероагрессии.
Попытка Евы обратится за помощью к врачу не увенчалась успехом. Даже диагноз «аутизм», о котором говорит сама Ева, доктор не подтверждает.
«От перемены мест слагаемых, сумма не меняется»
Переезд семьи загород, в просторный удобный дом с приусадебным участком не может изменить ситуацию. Мать уже не скрывает раздражения и разочарования своим первенцем, ее слова о том, что она была счастлива до его появления, не способствуют налаживанию конструктивных взаимоотношений с сыном.
Кевин встречает с удовольствием отца с работы и по-прежнему негативистичен в отношении матери и ее повседневных требований. Их жизнь напоминает скрытую необъявленную войну, в которой отсутствие открытой конфронтации не исключает своих потерь и жертв.
Первая такая жертва со стороны Кевина: в приступе гнева Ева позволяет себе отбросить ребенка к стене, в результате чего тот ломает руку. Как ни странно, но данный эпизод даже улучшает социальную адаптацию Кевина, по крайней мере, он учится самостоятельно подмываться и одеваться, соглашается слушать чтение матери.
Следующей жертвой семейной войны оказывается любимец младшей сестренки, домашний питомец, которой исчезает странным образом, по всей видимости, уничтоженный Кевином. Позднее младшая сестренка Кевина остается без глаза, в результате ожога бытовой химией, как будто оставленной по неосторожности матерью, но на самом деле, ситуация со всей очевидностью подстроена старшим братом.
И наконец, трагичный финал, подросток убивает отца и сестру, а затем расстреливает из лука учеников своей школы. Убийство хладнокровное и продуманное, ужасающее своим безжалостным исполнением: стрелок из лука как будто играет в игру или охоту, где окружающие люди лишь выполняют роли его удобных живых мишеней.
Таким образом, на протяжении всего фильма Кевин демонстрирует неприятие и ненависть к матери, сестре и отцу, гетероагрессию в самом крайнем ее проявлении с гомицидными тенденциями, искаженную сферу влечений с открытой мастурбацией, сверхценное увлечение стрельбой из лука, искажение высших эмоций и нравственных установок. И все это у подростка с нормальным интеллектом. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что расстройства Кевина следует рассматривать в рамках гебоидного синдрома.
Добавим, что прохождение комплексной психолого-психиатрической экспертизы в данном случае должно было бы позволить направить Кевина на принудительное лечение, чего не произошло. Но опасность поведения Кевина для окружающих не вызывает сомнений. Видится целесообразным изолировать подростка от общества, по крайней мере, до полной стабилизации состояния и редукции садистических влечений.
«А может все было наоборот»
В подавляющем числе случаев стрельбу в учебных заведениях совершают юноши в возрасте от 11 до 17 лет. Нередко это выходцы из неблагополучных слоев общества, дети матерей-одиночек, отцов-алкоголиков. В ряде случаев у родителей были диагностированы аффективные расстройства. Но неблагополучие в семье не может объяснить все случаи подобного насилия.
Так, например, согласно данным исследования Васкэ Е.В., была выделена группа «элитарных трудных» подростков, особенностями которых являлись: высокий социальный статус семьи, достаточный уровень материальной обеспеченности, относительно высокий уровень интеллекта подростка, способность к обучению, высокий уровень воспитания, проявляющийся во внешнем поведении и высокий уровень достижений и притязаний подростка. Кажется, как раз к этой группе можно отнести главного героя Кевина.
В фильме довольно хорошо показаны признаки дизонтогенеза будущего убийцы: трудные роды, соматическое неблагополучие в младенческом возрасте, невозможность успокоить ребенка, сложности в налаживании отношений в диаде мать-дитя, позднее речевое развитие, трудности при обучении навыкам опрятности. Однако при этом мы видим сохранный, предположительно, даже выше среднего интеллект, что проявляется в увлеченности ребенка цифрами, богатым словарным запасом. В то же время уже у Кевина-дошкольника можно отследить ранний интерес к сексуальной сфере, садистские наклонности (сцена с новорожденной сестрой), увлеченность оружием (стрельбой из лука), которая поддерживается его родителями. В фильме вскользь упоминаются и жестокие компьютерные игры, которые можно рассматривать как фактор повышающий риск агрессивного поведения детей и подростков.
Хорошие взаимоотношения с родителями не особо ценны для подростков типа Кевина. Они ожидают от старшего поколения лишь удовлетворения своих насущных потребностей.
В монографии Васкэ Е.В. отмечает, что преобладающий психотип в группе «элитарных трудных» подростков является истероидный. Отчасти это будет верно и для Кевина: выступление по телевидению, выход из школы после совершенного преступления, сам способ нападения свидетельствует о демонстративности. В совокупности с пренебрежением общественной морали, цинизмом, способностью вживаться в различные социальные роли, уверенностью в своей правоте рисуют нам портрет довольно опасного девианта. Высокий уровень агрессии сопряжен с крайне низким чувством вины, а одним из стремлений является подтверждение субъективной значимости в глазах окружающих.
В фильме совершенно не освещена школьная жизнь Кевина, но мы можем предположить, что он не был душой компании, хотя вполне мог пользоваться уважением у небольшой референтной группы.
Как и в реальных случаях стрельбы в школе, Кевин тщательно подготовился к предстоящему «представлению». (Нередко подростки оповещали о своем намерении совершить нападение на школу в социальных сетях или персональных страницах.) Как и в подавляющем большинстве случаев в США, Кевин получил оружие из рук родителей и оставалось лишь ждать, когда лук будет направлен на человека.
На прямой вопрос матери о мотивах совершенного Кевин отвечает: «Мне казалось, что я знаю, но сейчас нет». Как ни странно, подобный финал весьма характерен для данного типа преступлений, крайне редко подростки могут объяснить мотив своих действий.
Отдельно хочется отметить, многие психологические и социологические исследования освещают роль семьи в формировании личности несовершеннолетнего преступника, но автору неизвестно ни одного исследования, направленного на изучение качества жизни родителей после преступных деяний их несовершеннолетних детей.
В ходе анализа были использованы монография Васкэ Е.В. «Эволюция преступности несовершеннолетних в России: Психолого-правовой анализ», роман Л. Шрайвер «Цена нелюбви», «Гебоидная шизофрения» Пантелеева Г.П., Цуцульковская М.Я., Беляев Б.С., тематические статьи Википедии.
comments powered by HyperComments