В мультфильме «Головоломка» рассказывается история одной счастливой семьи, состоящей из мамы, папы и девочки Райли.
Все бы ничего, но нам удастся заглянуть чуть «глубже», чем мы привыкли. С самого начала зрители приглашены в «головной центр» Райли, где обитают эмоции девочки: Радость, Печаль, Гнев, Страх и Брезгливость.
Вся эта компания заботится о своей подопечной как может и ревностно охраняет её воспоминания, составляющие основу индивидуальности Райли.
Вместе с эмоциями Радости и Печали мы попутешествуем по закоулкам памяти Райли, посмотрим, как меняется поведение человека, когда на смену правления Радости приходит диктатура Гнева.
Особо заинтересованным мы расскажем, какие эмоции лежат в основе некоторых характеров, а также какие психотерапевтические подходы и приемы авторы рассмотрели в этом мультфильме.
Что может помочь
Мультфильм «Головоломка» — прекрасный пример того, что просмотр телевизора или посещение кинотеатра все семьей может принести не только удовольствие, но и пользу.
Кроме стандартных родительских вопросов к ребенку: что понравилось, что не понравилось, какой персонаж положительный, какой отрицательный, данный мультфильм дает богатый материал для изучения и понимания своих характерологических особенностей, а также особенностей близких людей, друзей, детей.
Даже для тех, кто далек от психологии, не будет трудно задать себе (своим близким) подобные вопросы:
— Чего в обычной жизни во мне больше – Гнева, Радости, Печали, Страха или Брезгливости?
— Как чаще всего я реагирую на стрессовую ситуацию? Во мне начинает гнев закипать или я, в большей степени, поддаюсь печали? Или же обостряются мои всегдашние тревожные опасения и страхи?
Ответы на эти вопросы могут помочь развитию рефлексии и самосознания как у детей, так и взрослых.
Для пытливых умов
Все персонажи-эмоции, пожалуй, могут в той или иной степени преобладать в характерологическом портрете человека, обуславливая конституциональную (т.е. врожденную) принадлежность к тому или иному характеру.
Бурно М.Е. выделяет 8 основных типов характеров и три смешанных или мозаичных (в них в разных сочетаниях проявляются куски или радикалы основных).
«Головоломка» предоставляет возможность проанализировать превалирование в обычной жизни человека того или иного эмоционального состояния.
Радость
Люди с гипертимным характером (разновидность циклоидного характера) или по Ганнушкину П.Б. – конституционально-возбужденные, люди добрые, отзывчивые, гибкие, энергичные и предприимчивые, часто художественно одаренные, всегда в веселом настроении.
Если же человек отмечает у себя довольно заметные колебания настроения – от Радости к Печали и обратно, в виде циклов – то, скорее всего, в сочетании с полнокровной естественностью и жизнелюбием, а также возможно с пикническим телосложением ( от греч. рycnos – плотный, густой) – речь идет о синтонном (циклоидном) характере.
Печаль
Еще один возможный вариант циклоидного характера – это так называемый меланхолический (по Бурно М.Е.) или конституционально-депрессивный (по Ганнушкину П.Б.). Здесь преобладает пониженное настроение, угрюмость, пессимистичность, часто эти люди мучаются угрызениями совести по поводу своих действительных и мнимых ошибок, нерешительны, малоразговорчивы, неспособны к длительному волевому усилию. С другой же стороны, это люди -размышляющие и обогащающие человеческую культуру и науку «философски-тонким, нравственно-глубоким пониманием мира» (Бурно М.Е.).
Гнев
Если человек ощущает в себе постоянную эмоциональную напряженность-сердитость, прорывающуюся гневливыми вспышками, то в сочетании с душевной прямолинейностью и стремлением к власти в самом широком смысле слова, с сильным «голосом крови», а также возможно с атлетоидным телосложением, можно с большой степенью уверенности говорить об авторитарно-напряженном характере (эпилептоидном).
Страх
В других же случаях человек может отметить в себе постоянную склонность к тревожным сомнениям, опасениям и даже страхам, что в сочетании с реалистическим аналитическим мыслительным процессом, общей чувственной блеклостью, а также дефензивностью и часто лептосомным или худощавым телосложением, образует характерологический абрис людей, так называемых, слабых характеров (тревожно-сомневающегося, психастенического и застенчиво-раздражительного, астенического).
Брезгливость
Брезгливость в мультфильме в большей степени обладает чертами яркой чувственности и кокетливого позирования, что в реальной жизни может сочетаться в демонстративном (истероидном) характере с сильной вытеснительной защитой.
Узнаем о себе и других бережно и уважительно
«Никогда не поздно иметь счастливое детство».
Т. Ахола, Б.Фурман
«Многие люди, обращающиеся за помощью к терапевту, уверены, что проблема их жизни — это отражение их глубинной сущности или сущности другого человека, или же природы и сути их взаимоотношений с людьми» (Майкл Уайт).
Метафора, выбранная для представления эмоций Райли, обладает огромным психотерапевтическим потенциалом. Не Райли грустная, вредная или злая, но какая-то эмоция завладела пультом управления в её голове. Смена контроля в «головном центре» происходит ежесекундно. Такое положение дел дает надежду, что любые невзгоды временны и скоро бразды правления перейдут от Печали или Гнева к Радости.
Нужно ли менять прошлое?
Ядро личности Райли составляют «в основном радостные» воспоминания, и каждый из жителей головы девочки хочет прикоснуться к ним, особенно Печаль, ведь она с Райли практически с самого рождения.
Каждый из нас имеет возможность под разным углом смотреть на свои воспоминания, выискивать в них самые негативные, грустные моменты на радость психоаналитикам, либо в тех же самых эпизодах находить ресурсы и смысл для новой жизни. Прошлое — это хранилище воспоминаний хороших и плохих, и неплохо бы к нему относится как к источнику мудрости, складывающейся из жизненного опыта.
Подобный подход вовсе не означает игнорирование своих эмоций, тем более, что лишь в результате командной работы Радости и Печали удалось уберечь девочку от необдуманного поступка.
А что если все плохо?
С уходом Радости Райли потеряла и возможность взглянуть на проблемную ситуацию под иным углом. Вот почему стратегия Гнева легко заняла позицию единственного верного решения: в Сан-Франциско — плохо, в Миннесоте было хорошо, единственный способ все вернуть — сбежать из дому, родители все равно ничего не понимают.
Для выхода из кризисной ситуации необычайно важна поддержка ближайшего окружения. Многие исследователи сходятся на том, что одна из основных причин наркомании, суицидов и других неадаптивных форм поведения — это одиночество. Именно одиночество в новом городе толкнуло Райли на побег из дома. Но знание, что есть люди, которые заботятся и поддерживают тебя, позволили девочке вернуться домой и сохранить остров Семьи.
Нахождение своего характера среди множества других, на взгляд авторов, само по себе психотерапевтично. Так как дает возможность увидеть свои сильные и слабые стороны, соприкоснуться с творчеством людей своего характера, научиться справляться с состоянием эмоционального напряжения, тревоги, грусти через обретение своего индивидуального творческого жизненного пути и стиля.
В ходе анализа были использованы работы М.Уайта «Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию», Т.Ахола, Б. Фурмана «Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение», Ганнушкина П.Б. «Клиника психопатий» и Бурно М.Е. «О характерах людей».
comments powered by HyperComments