«А слабо сказать слово на букву «б»?»

Никто не мог предположить, что в один из самых тяжелых моментов современной европейской истории британский престол достанется второму сыну короля — Георгу (или просто Берти), человеку достойному, прекрасному семьянину, но начисто лишенному имперских амбиций.

Будущий король был робким, болезненным, тонко чувствующим мальчиком, ставшим сначала жертвой жестокого обращения со стороны няни, а затем и насмешек от старшего брата.

Подобные обстоятельства привели к формированию у принца серьезного невроза с нарушением речи в форме заикания и боязни публичных выступлений.

В фильме показано, как человек с психотравмирующим багажом  безуспешно пытается справиться с физиологическими трудностями, вызванными чрезмерным волнением.

Как и многие современные клиенты, Георг VI обошел множество специалистов по проблемам речи, прежде чем нашел именно своего консультанта.

Лайонел — австралийский логопед-самоучка, и в прошлом неудавшийся актер, сумел найти подход к своему «VIP-клиенту». Создав доверительную атмосферу, Лайонел помог Берти проработать детские психологические травмы, мышечные и дыхательные зажимы, и стать достойным монархом для великой империи.

Что может помочь

Согласно статистическим данным, около 70% случаев заикания обусловлены генетикой, и лишь треть социальной ситуацией развития ребенка. Большинство детей избавляются от заикания, и только менее 1% не поддаются лечению.

Общий психологический подход к лечению детей, страдающих заиканием, заключается в том, чтобы научить родителей говорить с ребенком:

  1. медленно;
  2. использовать короткие и простые предложения;
  3. стараться снять нервное напряжение, которое ребенок может чувствовать при разговоре.

В случаях, когда этот подход не эффективен, применяется, например, поведенческая методика, направленная на регулирование дыхания.

King_Speech2

Для пытливых умов

«Я дышал быстро и поверхностно
и становился все более возбужденным
с каждой минуты».
Ф.Перлз «Внутри и вне помойного ведра»

Каждый ли хочет быть королем?

По воле судьбы «сын короля и брат короля», «морской офицер» занял место, к которому не был готов ни по своему складу характера, ни по порядку своего рождения. По сухо-чопорным образам матери и отца можно додумать, что в такой семье с самого начала все роли были расписаны, все ходы просчитаны, и каждый знал, что королем можно стать только после смерти короля и никак иначе. Крушение предписанного веками, ожидаемого с рождения порядка, никакой радости, никакого стремления занять пусть и законным путем трон не принесло… Скорее ужас и отчаяние человека, на чьи плечи пытаются взвалить чрезмерную для них ношу.

Уже по этим легким штрихам личностного портрета будущего короля можно сделать предположение о том, что перед нами человек, мягко говоря, не властолюбивый, а скромный, чрезвычайно совестливый и щепетильный в вопросах чести, в такой же мере тревожный и сомневающийся, в особенности в том, что он вообще может подходить для того, чтобы занять королевский трон. Что это, как не чувство собственной неполноценности вместе с ранимым самолюбием или другими словами дефензивность?

В поисках причин

Во время визитов к логопеду-самоучке будущий король рассказывает о своих детских воспоминаниях, в которых мы можем видеть как соматогении, так и психогении, способствовавшие возникновению и закреплению так называемого системного невроза – заикания, у личности ранимой, застенчивой, дефензивной. Перечислим те, о которых упоминает сам главный герой: крайне болезненное ношение «металлических шин» на ногах в раннем детстве, жестокое обращение няни, лишавшей принца не только еды и общения с родителями, но и применявшей физическое насилие (больно щипала), переучивание с левой руки на правую, а позже болезнь младшего брата, страдавшего эпилепсией, близко к сердцу воспринятая героем,  насмешки со стороны старшего. Намеки на отягощенную наследственность также звучат с экрана («безумный заика Георг III»).

Опираясь на клинический подход и учение о защитно-приспособительном характере симптомов, синдромов, расстройств, в том числе и психопатологических, выдвинем предположение, что данный патологический поведенческий паттерн помогал застенчивому и ранимому принцу быть всегда как-бы «в тени», избегая излишней публичности. В зрелом возрасте заикание в ситуации неизбежного выступления перед подданными сопровождалось паническими атаками. Что это, как не социофобия у личности тормозимого круга (психастенического или астенического склада)?

Как помочь?

Как же удается данной личности «превзойти самоё себя» и стать достойным приемником своему отцу? Сложно переоценить роль логопеда-самоучки Лайонела, действовавшего согласно лучшим психотерапевтическим традициям. Сохраняя разумную дистанцию, Лайонел настаивает на проведении сеансов у себя дома, подчеркивает свое равноправие с принцем, а потом и с королем, признавая лишь обращение по именам, вне упоминания титулов. Отдельного внимания заслуживают телесно-ориентированные техники этого австралийского самородка с дыхательными, танцевальными, гимнастическими упражнениями. И, конечно, не в последнюю очередь, те признания, которые он вначале фильма буквально «клещами вытаскивает» из своего высокородного клиента. По сути, тут и проговаривание болезненного материала, и «погружение» в детские воспоминания.

Умеет ли психотерапевт колдовать?

Лайонел все же не волшебник. Никакой психотерапевт не в состоянии изменить что-либо в жизни, отношении, поведении пациента без активного желания на то его самого. Мотивация и упорство, крайняя совестливость и ответственность принца, желающего стать достойным своего королевского звания, вызывают уважение к этой не ординарной личности, в них и есть главный фактор успеха занятий и преодоления своего тяжелого дефекта.

«А может все было наоборот?»

Организм есть целое. И нам совершенно неважно, чей это организм. Так или иначе перед нами король, и вопреки названию фильма он как раз не говорит.

Признаться, если вы не логопед или другой специалист, посвятившей себя изучению патологии экспрессивной речи, заикание само по себе довольно скучное явление. Картина заикания показанная в фильме довольно типична: повторение и затягивание некоторых слогов, возникшее в раннем детстве, клиент — мужчина.

Но как психологов в этом фильме вас может заинтересовать иллюстрация к одной из наиболее частых форм тревог по Ф. Перлзу — боязнь перед публикой. Главный герой был поставлен в условия, при которых ему предлагали решить задачу, по его мнению, не имеющую решения. При этом отказаться от предложенной задачи будущий наследник престола не мог.

В то время как здоровый организм реагирует на возникшее препятствие просто учащением и увеличением амплитуды дыхания, невротик пытается контролировать возбуждение, вмешиваясь в дыхание. Стараясь подавить чрезмерное волнение перед публичным выступлением, Георг лишь усугубляет свой недуг, не имея возможности свободно дышать.

Подобно артисту, находящемуся в волнении перед выходом на сцену, «Ббберти» предчувствует, что что-то обязательно будет не так, что он плохо «сыграет» роль наследника престола. Вереница этих мыслей прерывает слияние между Яреальным и Яидеальным, который соответствует ожиданиям короля-отца и подданным великой империи. Проигрывая раз за разом в своей фантазии будущую неудачу, принц все больше теряет связь с настоящим, усиливая чувство тревоги.

Сдерживая свой гнев или крик ярости (реакция на очередную неудачу), он сдерживает дыхание. Неосознанно он мешает своему дыханию и речи напряжением диафрагмы, направленным против тенденции рыдать или выразить отвращение, напряжением горла против тенденции кричать, выпячиванием груди, что бы казаться внушительней, и множеством подобных напряжений. Именно эти зажимы хорошо видны не состоявшемуся актеру — специалисту по дефектам речи Лайонелу, на снятие которых была направлена основная часть занятий.

Тем не менее тревожность, а вместе с ней и заикание продолжали возвращаться (например, при общении со старшим братом или отцом). Возможно потому что, по изначально оговоренным условиям не касаться личной жизни и детства будущего короля, для проработки детских травм было сделано не достаточно, и специалист по дефектам речи стал спутником короля до конца его жизни.

В ходе анализа были использованы работы Бурно М.Е. «О характерах людей», Бурно М.Е. «Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением», Ковалев В.В. «Психиатрия детского возраста», Перлз Ф. «Внутри и вне помойного ведра», Ж. Нюттен «Препятствия и фрустрация», П.Фресс «Избыточная мотивация при фрустрации», Э.Мэш, Д. Вольф «Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка».

comments powered by HyperComments