История, которой мы стали невольными свидетелями, произошла в Великобритании конца 20-ого начала 21-ого века. Жизнь Стюарта Клайва Портера — это история множества детей и подростков из социально неблагополучных семей в разных странах — в Великобритании, США, России…
«Уличный драчун, алкоголик, героинщик, социопат», — такова краткая характеристика Стюарта, данная Александром, человеком, пишущим историю его жизни, страдания и смерти… Чем может быть примечателен такой человек, ненавидящий социум, не раз покушавшийся на убийство, едва не убивший свою жену с крохотным сыном, неоднократно побывавший в тюрьме.
Рассмотрим факторы, участвовавшие в формировании личности Стюарта, с позиции биопсихосоциогенеза.
Биологические факторы. Отец – вор, избивавший мать Стюарта, по всей видимости, психопат возбудимого круга. Старший брат – персонаж безнравственный, возможно с патологией влечений, насилующий по очереди сестру и младшего брата, кончающий жизнь самоубийством. Мать – упорно не замечающая всех ужасов насилия, творящихся в своей собственной семье, и не верящая в жуткие жалобы маленького Стюарта, вероятно, ювенильная особа. Ведь именно людям такого склада свойственна такая мощная психологическая защита, как вытеснение с одной стороны, и поверхностный эгоцентричный взгляд на происходящее, с другой. Подобный «семейный портрет» позволяет сделать вывод, что наследственность Стюарта отягощена.
Другой биологический фактор – тяжелый соматический недуг Стюарта, мышечная дистрофия, развивающаяся исподволь, постепенно, и к 33 годам приводящая его в больницу для установки кардиостимулятора. Алкогольная и наркотическая зависимости довершают список.
Психологические факторы, как писал В.В. Ковалев, «действующие на ребенка в периоды наиболее интенсивного психического развития, могут через посредство природных компонентов психики оказывать патогенное воздействие на функционирование нейрофизиологических систем, а возможно, и на их структурную основу, тормозя в большей или меньшей степени их развитие…». Стюарт сызмальства знаком с физическим насилием в семье, сверстники издевались и избивали его. Кроме физического, Стюарт подвергался сексуальному насилию, много лет подряд, с 9 до 12 лет, со стороны старшего брата и его приятеля.
Социальные факторы. Мальчик с мышечной дистрофией, но с потенциально хорошими когнитивными возможностями, направляется обучаться в школу для детей с особенностями, в том числе с умственной отсталостью. Чему может научиться Стюарт в такой школе? Как воспринимает таких детей сообщество т.н. «нормативных» детей? Все эти неблагоприятные факторы не повышают стрессоустойчивость и не являются ресурсом для соматически больного ребенка.
Цепь внутрисемейных сексуальных насилий приводит мальчика к полному отчаянию. Его позднейшее признание Александру открывает всю бездну этого переживания, ведь, сколько он ни говорил, никто и никогда ему не верил (прежде всего, родная мать), никто и никогда не оказал поддержки. Единственный выход мальчик видит в уходе из семьи, под угрозой убить кого-то из ее членов, он добивается помещения в приют, где так же подвергается сексуальному насилию со стороны руководителя учреждения.
«У многих было такое же детство… многие научились принимать…научились мириться. Научились жить вполне нормальной, вполне конкурентоспособной жизнью. Я к этому отношусь философски», — говорит 33-летний Стюарт. Что же стало поворотным момент в жизни Стюарта? Однажды под угрозой физической расправы, поставленный отчимом в ситуацию необходимости дать отпор своим обидчикам, Стюарт, переходит грань, не убегает, как делал это раньше, а нападает, по всей видимости, с отчаяния. «День, когда я открыл для себя насилие…Слабый стал сильным…когда я обрел насилие, я стал в 50 раз себя сильнее». И с тех пор, Стюарт дает отпор всегда, дает, даже, если нет реального повода, сам применяет насилие… Закрепленный поведенческий паттерн гетероагрессивного поведения. Со временем, поэтически называемый «черным туманом».
В этих состояниях агрессия переполняет Стюарта, иногда она выплескивается на окружающих, иногда – на него самого. Аутоагрессия в данном случае проявляется, несомненно, как форма смещенной переадресованной агрессии, о чем свидетельствует эпизод особо жестоких самоповреждений в годовщину самоубийства брата. Смещенная агрессия означает, что по каких-либо причинам, объект агрессии не досягаем, и тогда ярость переносится на других людей или на себя. Ненавистный брат ушел из жизни, и расплата с ним невозможна, аффективная вспышка вызывает тяжелые самоповреждения.
«Черный туман» — состояния тоскливой злобности, прекрасно описанные в психиатрии под термином дисфории, сопровождающейся суженным сознанием и утратой контроля над собой и ситуацией. «Раньше я намеренно разъярял себя и через полгода обнаружил, что не могу остановиться… Я уже не выдумывал безумие… Я пустил в себя дьявола…». Идея дьявола, впущенного в себя, с которым Стюарт пытается бороться, нанося себе самоповреждения, «выжигая и вырезая его из себя», по всей видимости, является метафорой или сверхценной идей.
Стремление уйти из жизни проявляется во всей жизни Стюарта. Во-первых, в бессознательном поведении потенциальной жертвы по типу «без эмоциональных тормозов», которое должно было привести его много раз к ситуации, где он мог стать жертвой более сильного противника – полицейских, сокамерников, других бездомных… О таких людях прекрасно пишет Р. Брэдбери в своем рассказе «Прикосновение к пламени», описывая женщину схожего склада характера: «Мы доводим людей до того, что им уже хочется, чтобы мы убрались куда-нибудь с глаз долой… заболели…умерли даже. Людям хочется ударить нас, врезать, как следует, пристрелить». По случайности, этого не произошло в жизни Стюарта. Другими формами аутодеструктивного поведения являются алкоголизация и наркомания. А финал-апофеоз побега от душевной боли, к полному отключению сознания, к небытию – суицид под колесами поезда…
К сожалению, фильм не рассказывает нам ни об одном факторе защиты, т.е. внешнем или внутреннем ресурсе, который бы мог помочь удержаться Стюарту в социуме, найти свое место в нем. Пожалуй, сюда мы могли бы отнести создание семьи, жену и сына, по всей видимости, любимых главным героем. Однако, эта помощь пришла с большим опозданием. А детство и юность – безрадостны, страшны и безнадежны.
Особую роль в жизни Стюарта сыграл Александр, желающий написать историю его жизни и заработать на этом деньги. Несмотря на то, что на момент их встречи Стюарт достиг практически самого дна, Александр довольно скоро обнаруживает, что вовсе не пустотой заполнена душа этого «отброса общества». Он все еще надеется на встречу со своим сыном-подростком, он искренне радуется дружеским отношениям с Александром, участвует в компании по освобождению людей, в чьем приюте он получал помощь.
Стоит отметить, что именно на включение в общество людей с наркозависимостью, отбывавших наказание в местах лишения свободы, должны быть направлены основные силы психо-социальной реабилитации. Именно причастность к чему-то значимому, возможность позаботиться и поддержать кого-то дает Стюарту возможность существовать осмысленно.
Так кто же перед нами? Легче всего сказать, что это тяжелый возбудимый психопат, сформировавшийся под действием конституциональных, психогенных, соматогенных, социальных факторов, алкогольной и наркотической зависимостей. Труднее сказать, что это человек сломленный, не выдержавший испытаний, посланных на его долю (судьбой, Богом). Еще тяжелее спросить и ответить на вопрос, а кто бы выдержал?
В ходе анализа были использованы работы В.В. Ковалев «Психиатрия детского возраста», Р. Брэдбери «Прикосновение к пламени».
comments powered by HyperComments